Журнальный клуб Интелрос » Человек вчера и сегодня » Выпуск 5
Понятие «интеллектуальность», а также термины, связанные с ним, имеют определенную традицию в интерпретации – ориентацию на науку Нового времени, светское образование, опору на индивидуальность человека, развитие его мышления и созидательных способностей, расширение свободы человека. Об этом заботилась еще античная культура, являясь истоком всей европейской интеллектуальности. Новое время существенно прагматизировало это понятие, почти отождествив его с собственно наукой, высоким уровнем образования и результативностью интеллектуальных усилий человека.
Однако в интеллектуальной истории Европы имелись и другие коннотации. С легкой руки Жака ле Гоффа, в современной гуманитаристике востребован термин «интеллектуалы Средневековья». Носители этого рода интеллектуализма не имеют прямого отношения к науке в ее современном понимании. Однако они были высоко образованы для своего времени, и являлись хранителями христианской книжности и университетской учености. Об этом типе интеллектуализма и интеллектуальной коммуникации пойдет речь в статье на материале, вводящем нас в круг проблем, связанных с возникновением ранних образовательных институций среди славян конца XVI–XVII вв., живших в пределах Речи Посполитой, и трансляции этих коммуникаций на Московский двор.