Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Человек вчера и сегодня » Выпуск 5

Аннотации

Игорь Михайлов. Теория коммуникации как методология знания о человеке

Вопрос об эпистемологическом статусе философского знания о человеке ставится в духе Юмовой проблемы, сформулированной Кантом. 

Философская антропология по своей природе не может быть ни аналитической, ни синтетической. Выйти из этого парадокса помогает кантовская 

концепция знания о человеке как эмпирического внутреннего самоопределения субъекта, к которой примыкает витгенштейновская концепция 

онтологических допущений, не подлежащих эмпирической проверке в данной культуре, и концепция «культурных кодов» Лотмана.

Семиотическая теория культуры сама основывается на онтологических допущениях относительно человека и его общественной, коммуникативной природы. Таким образом, выстраивается последовательность нисхождения от концептуально-философского к научно-эмпирическому 

знанию о человеке: философская теория мышления и эпистемология философская антропология как рефлексия онтологических допущений от-

носительно человека общая семиотическая теория коммуникации конкретные гуманитарные науки.

Ключевые слова: философская антропология, семиотика, Юм, Кант, Витгенштейн, Лотман, онтологические допущения, семиотическая 

теория культуры, коммуникация



Наталья Смирнова. Феноменологический проект анализа социальных коммуникаций

Предметом статьи является социально-феноменологическая перспектива проблемы природы и сущности социальных коммуникаций. Рассмо-

трены трансцендентальные предпосылки и фундаментальные идеализации исследования социальных взаимодействий. Показан неустранимый 

«зазор» между субъективным и объективным контекстом значений, преодолеваемый коммуникативными партнерами. Сформулированы методоло-

гические императивы социально-научного и гуманитарного анализа.

Ключевые слова: значение, прямые (непрямые) коммуникации, интерсубъективность, социальная феноменология

 

Ирина Мелик-Гайказян. Взаимосвязь коммуникативных процессов и динамики форм знаков

В статье представлен концептуальный вариант взаимосвязи коммуникативных и семиотических процессов

Ключевые слова: философия процесса, событие, информационный процесс, коммуникативные процессы, семиотика


Игорь Ашмарин. Дискретность и континуальность: что первично

В работе рассматриваются некоторые коммуникативные и когнитивные аспекты знаковой и символической информации, воспринимаемой 

человеком. При этом выделяются различия между дискретной и континуальной компонентами этого восприятия.

Ключевые слова: дискретность, континуальность, язык, мышление, коммуникация, сознание, смысл, знак, символ

 

Елена Ярославцева. Коммуникативная онтология человека: принцип фокуса

Практические проблемы развития человека лежат сегодня в области возникновения новых технологий коммуникаций, которые уже давно пе-

решли из статуса информационных в статус диалоговых, свидетельствующих о постоянно расширяющихся формах общения человека. При актив-

ном использовании компьютерных систем действует обратная связь как внутреннее объективно существующее основание любой коммуникации. 

В статье рассматривается коммуникация с разнообразной системой обратных связей, что определяется как коммуникативная онтология, многооб-

разно проявляющая себя в индивидуальной и социальной системах отношений, а так же в особенностях кооперативного взаимодействия субъектов.

Ключевые слова: интерактивность человека, коммуникативная онтология, фокус, соразмеренность

 

Юрий Гранин. Формирование российской нации: коммуникативный аспект

Для обеспечения национального (политического и культурного) единства России необходимо унифицировать коммуникативное пространство Россий-

ской Федерации, создать общее символическое поле для всех народов РФ.

Ключевые слова: интеллигенция, масс-медиа, нация, национальное государство, национализм, федерализм, образование, суверенитет

 

Александр Разумов. Идеи и идеологии: опыт коммуникаций XX века

Существуют идеи и идеологемы, которые, возникнув в рамках религий и философии, в дальнейшем не исчезают. Идеологии стимулируют истори-

ческий выбор. Они же отвечают за «коммуникацию», за связь поколений.

Ключевые слова: Идеи, идеологии, движения, политические партии, социализм, история

 

Юрий Резник. Альтернативность как способ существования личности

Статья посвящена проблеме альтернативности как основания выбора вариантов жизненного пути личности. Альтернативность автор 

рассматривает как «рефлексивную комплексность Ego и Alter», которая проявляется как внутри личности (субъективный аспект), так и вовне – в отношениях с другими людьми (интерсубъективный аспект) и миром в целом (объективный аспект). С этой точки зрения личность попеременно 

выступает в разных ситуациях со-бытия: «Я и другие Я во мне», «Я и другие Я вне меня», «Я и мир».

Ключевые слова: альтернативность, выбор, комплексная личность, субъективный, интерсубъективный и объективный миры личности, событие, Я, самость, иное, идентичность, конструктивность, рефлексивность, экзистенциальное, трансцендентное, трансперсональность

 

Владимир Кантор. Италия как духовный ориентир русской культуры: пять эпизодов кросс-культурной коммуникации

В статье показывается на примере контактов Италии и России продуктивность трансляции европейской культуры от Рима до Санкт-

Петербурга. Выбрав пять кросс-культурных эпизодов влияния Италии на Россию, автор приходит к выводу, что они способствовали становлению 

идеологии великой российской империи.

Ключевые слова: Италия, Россия, Рим, Санкт-Петербург, Петр I, культура, империя, влияние, трансляция, культурная коммуникация, идеология, продуктивность

 

Марина Киселева. Интеллектуальная коммуникация в культуре восточных славян конца XVI–XVII вв.

В статье рассматривается материал, касающийся интеллектуальных контактов Украины, Белоруссии и России в конце XVI–XVII вв. Концепция фундируется механизмами культурного заимствования, личностной, конфессиональной, национальной и языковой идентификаций, а также 

идеей трансляции знания, которая осуществлялась через религиозные и литературные тексты, сформированные под влиянием западной интел-

лектуальной барочной культуры.

Ключевые слова: интеллектуалы в монастырях, интеллектуальные контакты, братские школы, Острожская коллегия, Киево-Моглянская кол-

легия, Симеон Полоцкий, Лазарь Баранович, Московский двор 2-й половины XVII в., культура барокко

 

Татьяна Чумакова. «Свои» и «чужие» в отечественной культуре XI–XVII вв.: проблема коммуникации

В современном обществе происходит постоянная межкультурная коммуникация, в процессе которой сталкиваются представители разных 

культур, поэтому вопрос о преодоление этнокультурных стереотипов восприятия «своего» и «чужого» выходит на первый план. Автор подчерки-

вает необходимость изучения национальных истоков образа «чужого», а также анализирует механизмы коммуникации между «своим» и «чужим» 

в истории русской культуры.

Ключевые слова: Древнерусская культура, межкультурная коммуникация, критерии «чуждости», история идей, ислам, христианство, иудаизм

 

Ольга Шульман. Афоризм как философский жанр во французской салонной культуре XVII в. и в современной французской мысли

Афоризм – философский жанр, характерный для французской культуры. Его значение связано с типом коммуникации, сложившимся во 

французских салонах, расцвет которых приходится на XVII–XVIII вв. Этот жанр актуален и для современной философской мысли. Согласно 

одному современному мыслителю, афоризм предполагает выбор в пользу гуманизма – смысла, эрудиции, дружбы, человека и Бога.

Ключевые слова: афоризм; философский жанр; салон; французская культура XVII в.; современная французская мысль; гуманизм

 

Галина Степанова. Общение и коммуникация: традиции и новации

В статье проводится сравнительный анализ феноменов общения и коммуникации, их специфики в российском социокультурном контек-

сте. Анализируются психологические особенности, генезис и традиции общения в российском культурном пространстве, их влияние на деловое 

коммуникативное поведение, интернет-общение и другие современные способы коммуникации

Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативное поведение, эмоции, мотивация, интернет, блоги, социальные сети, самореализация

 

Сергей Малков. Закрытый Интернет-форум как средство коммуникации: bank case

В статье рассматривается Интернет-форум как новый способ групповой коммуникации. Выявляются его отличия от социальных сетей и 

блогов. Одно из них состоит в способности создавать закрытые групповые Интернет-сообщества с собственной коммуникативной площадкой. 

Закрытые форумы обладают гигантским потенциалом воздействия на целый ряд сфер общественной жизни. В качестве примера в статье рассма-

тривается деятельность одного закрытого банковского форума на протяжении последних шести месяцев, который оказал существенное влияние 

на работу ряда российских банков.

Ключевые слова: закрытый форум, коммуникативная площадка, банк, банковская карта

 

Игорь Андреев. Интернет как прелюдия информационной цивилизации

В контексте философии истории и социальной философии, а также взаимосвязи технологических достижений человечества с эволюцией 

психики и активизацией различных отделов головного мозга человека автор акцентирует внимание на роли Интернета как платформы и средства 

формирования информационного общества и экономики знаний, объективно ведущих к обострению социальных противоречий и спонтанному 

складыванию революционных ситуаций нового типа, когда «низы» не хотят, а «верхи» не могут жить и управлять на основе западноевропейских 

моделей рыночной экономики и парламентской демократии.

Ключевые слова: Интернет, сетевое общество, экономика знаний, информация, коммуникация, интеллектуальная рента, планетарное виртуальное племя, нетократия, консумптариат, интеллигенция

 

Олег Скоркин. Игровые компоненты коммуникации

Механистическая модель коммуникации рассматривается как объект-объектные отношения по передаче информации. Участие рефлек-

сирующего субъекта вносит во взаимоотношения дополнительное искажение содержания информации. Вариант объект-субъектных (подража-

ние) или субъект-объектных отношений (манипулирование) суть псевдоигры. Субъект-субъектные отношения рассматриваются в качестве игры 

со всем спектром намеренной и/или ненамеренной лжи, способствующей появление нового содержания информации.

Ключевые слова: антропология, культура, коммуникация, взаимоотношения, игры, правила, состязательность (конкуренция), ложь, обман, 

творчество

Архив журнала
Выпуск 4Выпуск 3Выпуск 2Выпуск 1Выпуск 5
Поддержите нас
Журналы клуба