Журнальный клуб Интелрос » eJournal USA » №12, 2006
В 1977 году Конгресс США принял 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, чтобы покончить с практикой подкупа иностранных чиновников и восстановить веру общественности в неподкупность американского бизнеса после того, как в результате проведенных властями расследований выяснилось, что более 400 американских компаний не гнушаются производить сомнительные и незаконные выплаты иностранным государственным чиновникам, политическим деятелям и политическим партиям, причем общая сумма этих выплат превышала 300 млн. долл. Сегодня все американские компании, которые хотят вести бизнес в странах мира, должны знать 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности.
Вообще говоря, 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности запрещает производить выплаты иностранным чиновникам с целью получения или сохранения возможностей для ведения бизнеса. Он оказал громадное влияние на то, как американские компании осуществляют свою коммерческую деятельность. На некоторые компании, которые платили взятки иностранным чиновникам, были заведены гражданские или даже уголовные дела, в результате чего они подверглись крупным штрафам и были лишены возможности участвовать в тендерах по федеральным закупкам, а их сотрудники и должностные лица отправились в тюрьму. Чтобы избежать подобных последствий, многие компании разработали и приняли на вооружение комплексные программы, призванные обеспечивать соблюдение законодательства и таким образом предотвращать и выявлять любые ненадлежащие выплаты, производимые их сотрудниками и агентами.
Филип Юрофский - адвокат юридической фирмы "Кэдуолэдер Уикершэм энд Тафт Эл-Эл-Пи" (Вашингтон, округ Колумбия), которая занимается делами о мошенничестве в бизнесе и сложными тяжбами. Ранее он работал в Отделе по борьбе с мошенничеством Министерства юстиции США и руководил расследованиями и судебным преследованием по делам, связанным с нарушением 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности.
Каждое действие, совершаемое той или иной компанией, будь то за рубежом или на территории США, непременно опосредуется действиями одного из ее должностных лиц, сотрудников или агентов. По законам некоторых стран, компании могут привлекаться к ответственности за неправомерные действия таких физических лиц. Многие компании имеют тысячи должностных лиц, сотрудников и агентов и множество филиалов и отделений по всему миру. Если хотя бы один из сотрудников компании занимается коррупционной деятельностью, то вся компания может быть привлечена к ответственности за действия данного человека, независимо от занимаемой им должности в компании.
Программы обеспечения соблюдения законодательства
Для решения этих вопросов многие компании разработали и приняли на вооружение комплексные программы. Их цель – добиться того, чтобы должностные лица, сотрудники и агенты компаний понимали, как применять в своих повседневных деловых контактах такие законы США, как 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности. Хотя подобные программы первоначально были призваны предотвратить возникновение юридических проблем для компании, правительство США признало ценность этих программ как одной из форм "мягкого правоприменения" и поощрило их разработку.
Любая программа обеспечения соблюдения законодательства должна иметь дело с конкретными рисками, с которыми сталкивается та или иная компания. Один из таких рисков как в США, так и за их пределами связан с тем, что кто-либо из должностных лиц, сотрудников или агентов компании может по своей инициативе или по необходимости предложить взятку тому или иному государственному чиновнику, чтобы получить какие-то преимущества или не допустить каких-то негативных последствий для компании. В случае американских компаний, работающих за рубежом, этот риск означает, что компания может подвергнуться преследованию по закону со стороны правительства США на основании 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, а также со стороны правительств зарубежных стран на основании иностранных законов о борьбе со взяточничеством.
Эффективность программ
При разработке программы обеспечения соблюдения законодательства не существует единого набора мер, которые могли бы гарантировать компании защиту от риска невыполнения требований 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности. В самом деле, во многих отношениях самой эффективной была бы такая программа, в которой были бы перечислены конкретные риски, с которыми сталкивается конкретная компания. Существуют, однако, процедуры, механизмы контроля и другие деловые приемы, которые зарекомендовали себя как полезные инструменты и могут помочь компании разработать свою собственную программу обеспечения соблюдения законодательства с учетом ее потребностей.
На втором месте по эффективности стоит программа обеспечения соблюдения законодательства, которая учитывает тип коммерческой деятельности, которую та или иная компания ведет за рубежом, и то, как она ведет эту деятельность. Например, компании, основными клиентами которых являются правительства, иными словами компании, которые имеют дело с предприятиями оборонной промышленности, и организации, чья деятельность строго регулируется, такие как страховые компании и банки, очевидно, поддерживают широкие связи с государственными чиновниками и могут акцентировать свои усилия по обеспечению соблюдения законодательства на этих контактах и на своих сотрудниках, вовлеченных в эти контакты. С другой стороны фармацевтические компании, которые продают свою продукцию более широкому кругу клиентов, среди которых могут быть правительства или государственные служащие, должны осуществлять программу обеспечения соблюдения законодательства, охватывающую весь их торговый персонал.
Третьей по эффективности может быть программа обеспечения соблюдения законодательства, которая активно пропагандируется высшим руководством (это называется "задавать тон наверху") заслуживающим доверия способом как единственно возможный способ ведения компанией своего бизнеса. Необходимо донести до всех должностных лиц, сотрудников и агентов компании мысль о том, что программа обеспечения соблюдения законодательства не является некой разновидностью чрезмерно бюрократической процедуры, которая отвлекает от работы, затрудняет ведение работы или даже является "неизбежным злом". Вместо этого высшее руководство должно характеризовать эту программу как отражение ценностей компании и один из способов обеспечения ее успеха в долгосрочной перспективе. Руководство должно подчеркивать, что использование ненадлежащих методов ради достижения краткосрочного успеха - например, получения того или иного конкретного выгодного контракта - могло бы привести к провалу в долгосрочной перспективе, если компания потеряет свою репутацию как честная и ведущая бизнес в полном соответствии с этическими и юридическими нормами, подвергнется преследованию по закону со стороны властей одной или нескольких стран и лишится права участвовать в будущих тендерах на государственные закупки.
Любая программа обеспечения соблюдения 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности состоит из ряда основных элементов, к которым относятся:
Ни одна программа обеспечения соблюдения законодательства не способна предотвратить решительную попытку отдельно взятого сотрудника или группы сотрудников уклониться от корпоративного контроля и не будет эффективной без поддержки со стороны высшего руководства компании. Однако надлежащим образом разработанная программа, адаптирующая передовые методы к конкретным потребностям компании, должна помочь обнаружить неправомерное поведение и сдерживать его, позволив, таким образом, компании целиком и полностью сосредоточиться на своем бизнесе.
Мнения, высказываемые в этой статье, не обязательно отражают точку зрения или политику правительства США.