Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » eJournal USA » №12, 2006

Филип Юрофский
Повышение прозрачности внешнеэкономической деятельности корпораций

В 1977 году Конгресс США принял 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, чтобы покончить с практикой подкупа иностранных чиновников и восстановить веру общественности в неподкупность американского бизнеса после того, как в результате проведенных властями расследований выяснилось, что более 400 американских компаний не гнушаются производить сомнительные и незаконные выплаты иностранным государственным чиновникам, политическим деятелям и политическим партиям, причем общая сумма этих выплат превышала 300 млн. долл. Сегодня все американские компании, которые хотят вести бизнес в странах мира, должны знать 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности.

Вообще говоря, 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности запрещает производить выплаты иностранным чиновникам с целью получения или сохранения возможностей для ведения бизнеса. Он оказал громадное влияние на то, как американские компании осуществляют свою коммерческую деятельность. На некоторые компании, которые платили взятки иностранным чиновникам, были заведены гражданские или даже уголовные дела, в результате чего они подверглись крупным штрафам и были лишены возможности участвовать в тендерах по федеральным закупкам, а их сотрудники и должностные лица отправились в тюрьму. Чтобы избежать подобных последствий, многие компании разработали и приняли на вооружение комплексные программы, призванные обеспечивать соблюдение законодательства и таким образом предотвращать и выявлять любые ненадлежащие выплаты, производимые их сотрудниками и агентами.

Филип Юрофский - адвокат юридической фирмы "Кэдуолэдер Уикершэм энд Тафт Эл-Эл-Пи" (Вашингтон, округ Колумбия), которая занимается делами о мошенничестве в бизнесе и сложными тяжбами. Ранее он работал в Отделе по борьбе с мошенничеством Министерства юстиции США и руководил расследованиями и судебным преследованием по делам, связанным с нарушением 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности.

Каждое действие, совершаемое той или иной компанией, будь то за рубежом или на территории США, непременно опосредуется действиями одного из ее должностных лиц, сотрудников или агентов. По законам некоторых стран, компании могут привлекаться к ответственности за неправомерные действия таких физических лиц. Многие компании имеют тысячи должностных лиц, сотрудников и агентов и множество филиалов и отделений по всему миру. Если хотя бы один из сотрудников компании занимается коррупционной деятельностью, то вся компания может быть привлечена к ответственности за действия данного человека, независимо от занимаемой им должности в компании.

Программы обеспечения соблюдения законодательства

Для решения этих вопросов многие компании разработали и приняли на вооружение комплексные программы. Их цель – добиться того, чтобы должностные лица, сотрудники и агенты компаний понимали, как применять в своих повседневных деловых контактах такие законы США, как 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности. Хотя подобные программы первоначально были призваны предотвратить возникновение юридических проблем для компании, правительство США признало ценность этих программ как одной из форм "мягкого правоприменения" и поощрило их разработку.

Любая программа обеспечения соблюдения законодательства должна иметь дело с конкретными рисками, с которыми сталкивается та или иная компания. Один из таких рисков как в США, так и за их пределами связан с тем, что кто-либо из должностных лиц, сотрудников или агентов компании может по своей инициативе или по необходимости предложить взятку тому или иному государственному чиновнику, чтобы получить какие-то преимущества или не допустить каких-то негативных последствий для компании. В случае американских компаний, работающих за рубежом, этот риск означает, что компания может подвергнуться преследованию по закону со стороны правительства США на основании 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, а также со стороны правительств зарубежных стран на основании иностранных законов о борьбе со взяточничеством.

Эффективность программ

При разработке программы обеспечения соблюдения законодательства не существует единого набора мер, которые могли бы гарантировать компании защиту от риска невыполнения требований 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности. В самом деле, во многих отношениях самой эффективной была бы такая программа, в которой были бы перечислены конкретные риски, с которыми сталкивается конкретная компания. Существуют, однако, процедуры, механизмы контроля и другие деловые приемы, которые зарекомендовали себя как полезные инструменты и могут помочь компании разработать свою собственную программу обеспечения соблюдения законодательства с учетом ее потребностей.

На втором месте по эффективности стоит программа обеспечения соблюдения законодательства, которая учитывает тип коммерческой деятельности, которую та или иная компания ведет за рубежом, и то, как она ведет эту деятельность. Например, компании, основными клиентами которых являются правительства, иными словами компании, которые имеют дело с предприятиями оборонной промышленности, и организации, чья деятельность строго регулируется, такие как страховые компании и банки, очевидно, поддерживают широкие связи с государственными чиновниками и могут акцентировать свои усилия по обеспечению соблюдения законодательства на этих контактах и на своих сотрудниках, вовлеченных в эти контакты. С другой стороны фармацевтические компании, которые продают свою продукцию более широкому кругу клиентов, среди которых могут быть правительства или государственные служащие, должны осуществлять программу обеспечения соблюдения законодательства, охватывающую весь их торговый персонал.

Третьей по эффективности может быть программа обеспечения соблюдения законодательства, которая активно пропагандируется высшим руководством (это называется "задавать тон наверху") заслуживающим доверия способом как единственно возможный способ ведения компанией своего бизнеса. Необходимо донести до всех должностных лиц, сотрудников и агентов компании мысль о том, что программа обеспечения соблюдения законодательства не является некой разновидностью чрезмерно бюрократической процедуры, которая отвлекает от работы, затрудняет ведение работы или даже является "неизбежным злом". Вместо этого высшее руководство должно характеризовать эту программу как отражение ценностей компании и один из способов обеспечения ее успеха в долгосрочной перспективе. Руководство должно подчеркивать, что использование ненадлежащих методов ради достижения краткосрочного успеха - например, получения того или иного конкретного выгодного контракта - могло бы привести к провалу в долгосрочной перспективе, если компания потеряет свою репутацию как честная и ведущая бизнес в полном соответствии с этическими и юридическими нормами, подвергнется преследованию по закону со стороны властей одной или нескольких стран и лишится права участвовать в будущих тендерах на государственные закупки.

Любая программа обеспечения соблюдения 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности состоит из ряда основных элементов, к которым относятся:

  • Обучение. Все сотрудники компании, участвующие в ее зарубежной деятельности, даже если они работают на территории США, должны пройти подготовку на предмет усвоения сути запретов, установленных 3аконом о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, и конкретных процедур, введенных компанией для сведения к минимуму риска нарушения его требований. В дальнейшем, по мере того, как с течением времени кадры и процедуры могут меняться, такое обучение должно регулярно повторяться и компания должна обеспечивать, чтобы обучение прошли все ее сотрудники.
  • Адаптирование к местным потребностям. Я уже упоминал о риске несоблюдения 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, однако подлинный риск - это коррупция, будь то в нарушение 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности или в нарушение законов о борьбе со взяточничеством других стран. Обучая своих сотрудников не из числа граждан США, компания должна не только объяснить, почему необходимо соблюдать 3акон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (потому что материнская компания является американской компанией, и на нее распространяется законодательство США), но и подчеркнуть важность соблюдения всех законов. Хотя компании, очевидно, хотят донести до своих сотрудников во всем мире единообразное обращение, в обучении также должны учитываться местные проблемы и законы.
  • Предварительная тщательная проверка агентов. Прежде чем нанимать кого-либо действовать от своего имени, компания должна провести тщательную проверку, чтобы удостовериться в том, что она нанимает человека, который не доставит ей неприятности. С помощью собеседований, анкет, наведения дополнительных справок и запроса рекомендаций она должна убедиться в том, что агент обладает необходимой квалификацией и имеет хорошую репутацию.
  • Предварительная тщательная проверка третьих сторон. Прежде чем вступать в деловые отношения с той или иной третьей стороной, будь то деловой партнер, субподрядчик, партнер по совместному предприятию, поставщик товаров или услуг, компания провести тщательную проверку, чтобы удостовериться в том, что такая третья сторона не практикует ненадлежащие денежные выплаты тому или иному государственному чиновнику. Данная проблема может возникнуть в случае, если такой государственный чиновник является владельцем третьей стороны или иным образом будет извлекать непосредственную выгоду из бизнеса с компанией либо косвенную выгоду, потому что такая третья сторона принадлежит или является работодателем по отношению к его близкому родственнику. В большинстве случаев такая проверка состоит в том, что потенциальной третьей стороне предлагается заполнить анкету, указав своих владельцев, должностных лиц и основных руководителей. А потом сообщенные сведения проверяются через открытые источники, связываясь с лицами, рекомендующими эту фирму, или посредством проведения личного собеседования.
  • Условия договоров. Компании должны включать в свои договоры с агентами и третьими сторонами положения, требующие от них согласия не производить незаконные платежи и, что очень важно, предусматривающие возможность разрыва деловых отношений в случае нарушения агентом или третьей стороной договора. В зависимости от вида деятельности и рычагов влияния сторон друг на друга, компания также должна предусмотреть возможность ревизии расходов агента или третьей стороны, имеющих отношение к бизнесу компании.
  • Внутренние учетные документы и записи. Одним из важных аспектов программы обеспечения соблюдения законодательства является обеспечение сотрудниками учета, проведения ими необходимой проверки и контроля расходования денег компании. С одной стороны, это просто одно из правил успешного ведения бизнеса; с юридической же точки зрения это гарантирует, что в случае предъявления компании обвинения в незаконных выплатах она сможет доказать, что либо оплата не была произведена, либо что оплата была произведена без ее разрешения и вопреки ее четким правилам и процедурам.
  • Периодические ревизии. С помощью внешних или внутренних аудиторов - или и тех, и других - компании должны обеспечивать проведение надлежащих ревизий как самой программы обеспечения соблюдения законодательства, так и учетные документов и записей, касающихся тех направлений деятельности, на которые распространяется действие 3акона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности. В идеале подобные ревизии подтвердят отсутствие каких-либо проблем. В реальных условиях они позволят выявить те области, в которых требуется дополнительный контроль, области, в которых программа обеспечения соблюдения законодательства больше не отслеживает организацию бизнеса, и отдельных сотрудников или группы сотрудников, которым было бы полезно пройти дополнительное обучение. В худшем случае подобные ревизии могут выявить прошлые или текущие нарушения закона, которые компания должна будет быстро устранить.

Ни одна программа обеспечения соблюдения законодательства не способна предотвратить решительную попытку отдельно взятого сотрудника или группы сотрудников уклониться от корпоративного контроля и не будет эффективной без поддержки со стороны высшего руководства компании. Однако надлежащим образом разработанная программа, адаптирующая передовые методы к конкретным потребностям компании, должна помочь обнаружить неправомерное поведение и сдерживать его, позволив, таким образом, компании целиком и полностью сосредоточиться на своем бизнесе.

Мнения, высказываемые в этой статье, не обязательно отражают точку зрения или политику правительства США.



Другие статьи автора: Юрофский Филип

Архив журнала
№3, 2010№2, 2010№11, 2009№9, 2009 (eng)№9, 2009№5, 2009№3, 2009№5, 2007№12, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба