Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » eJournal USA » №12, 2006

Стимулирование развития: “Корпорация вызовов тысячелетия”

 
Директор “Корпорации вызовов тысячелетия посол” Данилович
Директор “Корпорации вызовов тысячелетия посол” Данилович обменивается рукопожатием с министром финансов Армении Хачатуряном (© AP)

В 2002 году президент Буш призвал к разработке "нового пакета глобального развития" и предложил учредить Корпорацию вызовов тысячелетия. В январе 2004 году при решительной поддержке обеих фракций Конгресс США создал такую корпорацию и выделил ей для начала почти 1 млрд. долл., а в последующие годы - 1,4 млрд. и 1,7 млрд. долл. на реализацию ее программ внешней помощи, включая инициативу "Счет вызовов тысячелетия". Корпорацию вызовов тысячелетия акцентирует свое внимание на поощрении устойчивого экономического роста, который вносит вклад в борьбу с бедностью посредством инвестиций в такие области, как сельское хозяйство, образование, развитие частного сектора и наращивание потенциала.

Главный исполнительный директор Корпорации вызовов тысячелетия и бывший посол США в Бразилии и Коста-Рике Джон Данилович в интервью Электронному журналу Государственного департамента США рассказал об уникальной роли этой организации в борьбе с коррупцией во всем мире.

Вопрос: Какова роль Корпорации вызовов тысячелетия в борьбе с коррупцией во всем мире, и как ее инициативы по борьбе с коррупцией помогают бороться с бедностью?

Данилович: Корпорации вызовов тысячелетия, увязывая предоставление странам помощи с их успехами в области борьбы с коррупцией, который измеряется нашим показателем коррупции, предоставляет правительствам мощный стимул для того, чтобы принять жесткую политику в этой области и укрепить свои учреждения, занимающиеся борьбой с этим пагубным явлением. На сегодняшний день наш совет директоров утвердил программы содействия борьбе с коррупцией общим объемом в более чем 200 млн. долл. для целого ряда стран, включая, в частности, Филиппины, Украину, Молдову, Парагвай, Албанию, Танзанию, Малави, Индонезию и Замбию. Вообще говоря, такие программы делают акцент на реформах налоговой системы, полиции, судах, государственной службе, агентствах, которым поручено расследовать дела о коррупции на высоком уровне, а также на государственных ревизионных агентствах. Сотрудничая с этими развивающимися странами в борьбе с коррупцией, Корпорации вызовов тысячелетия укрепляет эффективное управление и делает их более привлекательными для частных инвестиций, которые являются ключом к их долгосрочному и устойчивому экономическому развитию.

Вопрос: Корпорации вызовов тысячелетия заявила, что борьба с коррупцией является одним из главных составляющих борьбы с бедностью. Какая существует взаимосвязь между коррупцией и бедностью?

Данилович: Коррупция сокращает инвестиции, увеличивает издержки, снижает производительность труда, подрывает доверие к государственным учреждениям, повышает процентные ставки, ограничивает развитие малых и средних предприятий, подрывает государственное финансовое управление и оказывает негативное влияние на образование и здравоохранение. Коррупция также может увеличивать бедность, перераспределяя государственные расходы в пользу богатых и тех, кто имеет нужные связи, ослабляя таможенное и налоговое администрирование, тормозя усовершенствование налоговой системы, поощряя уклонение от уплаты налогов и делая активы бедных менее привлекательными в качестве залогового обеспечения кредитов. Всемирный банк называет коррупцию "величайшим отдельно взятым препятствием для экономического и социального развития".

Вопрос: Не могли бы вы привести конкретные примеры стран, которые добились значительных успехов в борьбе с коррупцией внутри своих правительств? С помощью каких средств эти страны достигли своих целей?

Данилович: После того как Грузия прошла отбор в качестве страны, правомочной получать помощь от Корпорации вызовов тысячелетия, власти этой страны провели радикальные реформы в области борьбы с коррупцией. Эти меры привели к значительному улучшению ее "показателя борьбы с коррупцией" Института Всемирного банка - с 36-го процентиля в 2004 году до 78-го процентиля в 2005 году.

В 2002 году приблизительно 37% фирм в Грузии сообщали, что для того, чтобы добиться поставленной цели, часто необходимы "нерегулярные дополнительные выплаты". В 2005 году их доля сократилась примерно до 7%. Так называемый "налог в виде взяток" (доля взяток в ежегодных продажах) также снизился приблизительно с 2,7% в 2002 году до 0,5% в 2005 году. Правительство Грузии арестовало множество коррумпированных государственных чиновников, внесло в законодательство важные изменения, способствующие расследованию дел о коррупции, уволило 15 тыс. коррумпированных полицейских, резко подняло зарплату 10 тыс. государственных служащих, чтобы отбить у них желание брать мелкие взятки, и улучшило государственное финансовое управление, установив среднесрочную базу расходов и единый казначейский счет для правительства. В докладе Всемирного банка "Бизнес в 2006 году" Грузия также характеризуется как одна из стран, наиболее активно проводящих экономические реформы: "Новый закон о лицензировании сократил число лицензируемых видов деятельности с 909 до 159. Для подачи заявок на выдачу лицензий была создана система "одного окна", чтобы предприятия могли подавать все документы в одном месте и сразу, без прохождения согласований в других ведомствах. Упрощенный налоговый кодекс упразднил 12 из 21 налогов. Сроки регистрации имущественных прав сократились на 75%, а соответствующие расходы – на 70%". Международная финансовая корпорация утверждает, что Грузия являет собой еще один пример реформ, заслугу проведения которых можно приписать Корпорации вызовов тысячелетия.

Вопрос: Как оценивается эффективность инициатив по борьбы с коррупцией? Например, существуют ли определенные показатели, указывающие, что страны начинают добиваться успехов в борьбе с коррупцией? Что это за показатели?

Данилович: Существуют различные способы оценки эффективности инициатив по борьбе с коррупцией. Можно провести опрос фирм, граждан и государственных чиновников, чтобы узнать, что они думают о коррупции. Можно оценить, насколько сильна правовая база для борьбы с коррупцией в той или иной стране. Наконец, можно оценить готовность правительства расследовать и доводить до суда дела о коррупции.

Для измерения степени коррупции Корпорация вызовов тысячелетия использует, прежде всего, индекс Института Всемирного банка. Этот индекс учитывает до 21 различного источника данных, в зависимости от их наличия в соответствующих странах. Одно из преимуществ этого индекса заключается в том, что он оценивает восприятие и опыт граждан и фирм конкретных стран. Таким образом, правительства располагают честным откликом со стороны людей, которые живут и работают в их странах и хорошо знают ситуацию на местах.

Например, одним из источников, используемых Институтом Всемирного банка, является Глобальный барометр коррупции "Транспэренси интернэшнл". В Индонезии, где коррупция является настоящим бичом для государственного сектора на протяжении многих лет, правительство, кажется, наконец, нашло выход из трудного положения, и это отражается на результатах опроса общественного мнения "Транспэренси интернэшнл". Согласно Глобальному барометру коррупции за 2005 год, 81% индонезийцев полагают, что в ближайшие три года коррупция уменьшится. Из 69 рассмотренных стран Индонезия оказалась наиболее оптимистично настроенной в отношении усилий своего правительства по борьбе с коррупцией.

Вопрос: Что это за "эффект Корпорации вызовов тысячелетия ", о котором вы упоминали во многих ваших выступлениях?

Данилович: Критерии выбора Корпорации вызовов тысячелетия мотивируют страны проводить реформы, которые в ином случае они, возможно, не стали бы проводить, для того чтобы завоевать и сохранять свое право на получение финансовой помощи от Корпорации. Страны берутся за пересмотр своей политики, нормативных актов и законодательства, чтобы улучшить свое управление, бороться с коррупцией, увеличивать инвестиции в здравоохранение и образование и провести микро- и макроэкономические реформы. Мы с гордостью называем называть этот стимулирующий механизм "эффектом Корпорации", наличие которого широко документировано.

По данным проекта "Бизнес" Международной финансовой корпорации, 24 страны сослались на Корпорацию вызовов тысячелетия как на главный побудительный стимул к улучшению своего делового климата. Международная финансовая корпорация пришла к выводу, что эти реформы "могут увеличить темпы роста средней развивающейся экономики примерно на одну четверть - половину процентного пункта".

Более десяти стран создали межведомственные комитеты и президентские комиссии для выработки стратегий реформ, учитывающих наши критерии выбора. Президенты и министры приезжают к нам, пишут нам, спрашивают наших послов в их странах: "Какие реформы нам необходимо провести, чтобы приобрести право на получение финансовой помощи от Корпорации вызовов тысячелетия?"

Эти реформы приносят конкретные результаты.

В Сальвадоре, правительство которого инициатива Корпорации вызовов тысячелетия вдохновила на сокращение срока открытия собственного дела со 115 до 26 дней, были отмечены 500-процентный рост числа регистрируемых новых предприятий и резкое увеличение процента удовлетворенных клиентов - с 32% до 87%.

Правительство Доминиканской Республики также проявило большой интерес к участию в инициативе Корпорации вызовов тысячелетия и создало три рабочих группы для устранения имеющихся недостатков в каждой из трех категорий инициативы - справедливое правление, инвестиции в развитие человеческого потенциала и экономическая свобода. Вот что сказал о критериях отбора участников инициативы Корпорации вызовов тысячелетия секретарь президента по техническим вопросам Темистокл Монтас: "Мы ставим перед собой эти цели, потому что это правильно. Они пополнят то наследие, которое нынешняя администрация оставит доминиканскому народу". Правительство планирует обнародовать свой План действий по выполнению требований инициативы Корпорации вызовов тысячелетия и создать специальный веб-сайт, посвященный реформам, которые оно планирует провести, чтобы получить право получать помощь от Корпорации. Недавно правительство сообщило Корпорации вызовов тысячелетия, что в связи со своим желанием стать полноправным участником ее инициативы, оно намерено провести широкомасштабную кампанию по иммунизации против кори, которая охватит 5 млн. чел.

В Индонезии министр финансов Сри Муляни Индравати неоднократно заявляла, что подлинная привлекательность инициативы Корпорации вызовов тысячелетия заключается в ее "одобрении эффективного хозяйствования". Это посылает мощный сигнал частным инвесторам. Как она выразилась: "Дело не в деньгах. Дело в признании того, что мы поступаем правильно". В этом году президент Филиппин Глория Макапагал-Арройо совершила беспрецедентный шаг, выделив на борьбу с коррупцией 19 млн. долл. - сумму, практически равную бюджету Пороговой программы Корпорации вызовов тысячелетия объемом в 20 млн. долл. Судя по всему, объявление об этой программе укрепило решимость филиппинцев бороться с коррупцией.

В области развития в целом другие доноры принимают во внимание подход Корпорации вызовов тысячелетия, который заключается в том, чтобы выделять средства конкретно странам, проводящим реформы. Мы видим растущий интерес со стороны некоторых доноров к введению рейтинговых систем или "табелей успеваемости", аналогичных нашим, для отбора стран, которым было бы целесообразно оказать помощь. Оказываемая странам помощь не будет эффективной, если они сами не будут прилагать усилий для обеспечения своего собственного развития.

Архив журнала
№3, 2010№2, 2010№11, 2009№9, 2009 (eng)№9, 2009№5, 2009№3, 2009№5, 2007№12, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба