Журнальный клуб Интелрос » Философия религии » №1, 2021
Сергей Леонидович Бурмистров
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник сектора Южной Азии отдела Центральной
и Южной Азии Института восточных рукописей РАН.
Российская Федерация, 191186,
г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 18;
e-mail: SLBurmistrov@yandex.ru
Пауль Дойссен (1845–1919) как философ был последователем А. Шопенгауэра и в своей основной философской работе «Основы метафизики» развивал учение о мировой Воле, проявляющейся у живых организмов как органы тела и инстинкты, а у человека также и как желание. Интеллект – высшая форма развития Воли, но может освободиться от нее: временно – в эстетическом созерцании и навсегда – в преодолении Воли ею же самой. Интерес к философии Шопенгауэра повлиял и на воззрения Дойссена как востоковеда. Индийская философия анализировалась им в сопоставлении с европейской, он усматривал неслучайные сходства между философскими учениями, выросшими в этих культурах, что свидетельствовало о принципиальной общности законов философского мышления, не зависящих от культурной принадлежности философа. На этом основании он ставил вопрос о возможности и путях сравнительного изучения философии. В своем отношении к индийской культуре он воспроизводил и развивал идеи немецких романтиков, искавших новых путей развития культуры за пределами западной цивилизации. Интересы П. Дойссена как исследователя индийской философии были, по существу, продолжением его интересов как философа. Но они сохраняют всю востребованность и сегодня, т.к. философская компаративистика открывает перспективы для той интеркультурной метафизики, имеющей и религиозное измерение, над проектом которой одним из самых первых стал работать П. Дойссен.