Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философия религии » №2, 2019

Илья Вевюрко
"Дух еврейской поэзии" Гердера и судьба европейского ориентализма

Илья Сергеевич Вевюрко 
канд. филос. наук, ст. препод. кафедры философии религии
и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
ст. препод. кафедры филосфии религии
и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ,
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы 1;
e-mail: vevurka@mail.ru

 

Книга Иоганна Готфрида Гердера «Vom Geist der Ebräischen Poesie» (1782‒1783 гг.) представляет собой одну из первых в Европе попыток осмысления грамматическогостроя и стиля библейской речи. Эта книга имеет несомненное значение не толькосточки зрения истории западной мысли о Ветхом Завете, древних евреях, Ближнем Востоке и архаической поэзии, но и для истории религиоведения и теологии. Статьяпредваряет публикацию первого диалога из более чем 800-страничной книги Гердера. В статье установлена связь отношения к Ветхому Завету и к древнееврейскомуязыку в западной мысли; показано, что Гердера можно считать ранним критикомориентализма – конструирования «Востока» как «другого» Европы, на фоне которого выявляется ее собственная нормативность и экстраординарность, – не отнимаяуэтого мыслителя присущего ему чуткого внимания к различиям между народами,выражающимся в особенностях их языков. Продемонстрировано, что стратегия критики ориентализма как предрассудка, в которой Гердер выступает как продолжателькультурной антропологии Вико, позволяет ему защищать перед лицом классицист-ской эстетики достоинство Ветхого Завета, что сопрягается также с критикой определенных настроений Просвещения. В то же время, верный своей просветительско-романтической программе, Гердер оценивает библейский слог как проявление эмо-ционального, непосредственно-выразительного сознания, не уделяя должного внимания полисемантизму и интертекстуальности священного текста. Так дает о себезнать своеобразная философия религии Гердера, который в отличие от Вико старает-ся полностью заключить провидение в рамки естественных процессов, не оставляяместа для уникальных и единичных событий (чудес), направляющих ход историивтрадиционном провиденциализме.



Другие статьи автора: Вевюрко Илья

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№1, 2021№2, 2019№1, 2018№1, 2018№1, 20172010-2011
Поддержите нас
Журналы клуба