Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философия религии » №1, 2020

Сергей Бурмистров
К вопросу о рецепции буддизма в современной западной культуре

Сергей Леонидович Бурмистров
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт восточных рукописей РАН.
Российская Федерация, 191186,
г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.18;
e-mail: SLBurmistrov@yandex.ru

В статье рассматривается книга Гленна Уоллиса «Критика западного буддизма: Руины буддийского Реального», вышедшая в 2019 г. Анализируя тексты представителей западного буддизма, Уоллис показывает, что «западный буддизм» фактически представляет собой порождение самой западной культуры – ответ на мировоззренческие вызовы, стоящие перед современным Западом, данный в терминах и образах буддийского учения, радикально при этом переосмысленных. Автор исследует идеологии западного буддизма с опорой на терминологию психоанализа Ж. Лакана, у которого термин «Реальное» означает все то в мире, что не зависит от собственной психики субъекта. С этой точки зрения буддийское «Реальное» – концепции и понятия, разработанные в религиозно-философских школах индийского, тибетского и дальневосточного буддизма, – в западном буддизме устранено и заменено концепциями, в конечном счете призванными поддерживать нынешний экономический и политический порядок западного общества. Автор статьи весьма существенно расширяет историографию предмета книги, включая в панораму «западного буддизма» слои серьезной рецепции буддизма, начиная с Ф. Макс Мюллера и знаменитого «Общества по изучению палийских текстов» (Pali Text Society), работу наиболее авторитетных представителей (западных и восточных) классической буддологии, а также влияние философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на академический интерес к буддизму в Европе.



Другие статьи автора: Бурмистров Сергей

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№1, 2021№2, 2019№1, 2018№1, 2018№1, 20172010-2011
Поддержите нас
Журналы клуба