Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философия религии » №1, 2017

Ильшат Насыров
Ал-Газали о прорыве к трансцендентному миру
Просмотров: 154

Ильшат Рашитович Насыров 
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: ilshatn60@mail.ru
  

Абу Хамид аль-Газали (1058–1111) – выдающийся исламский философ, правовед, теолог и суфийский мыслитель. Его концепция интуитивного познания сверхчувственного мира сформировалась под влиянием мусульманского мистицизма (суфизм), ашаритской школы исламской теологии и учения Ибн Сины (Авиценна), развивавшего античную модель философии на мусульманском Востоке. Свою концепцию интуитивного познания он наиболее системно изложил в сочинении «Возрождение религиозных наук». Согласно аль-Газали, есть два пути в сверхчувственный мир – суфийский метод богопознания (ма‘рифа) и пророчество. Интеллектуальным органом богопознания является сердце, или духовный орган мистического постижения трансцендентного мира. Сердце он рассматривал по аналогии с зеркалом. Аль-Газали полагал, что как зеркало не содержит сами вещи, а отражает их образы, так же и Бог не вселяется непосредственно в сердце. В сердце мистика попадает лишь знак сверхчувственного мира. Множественный мир выступает намеком (мисал) на эту трансцендентную реальность. Рациональное познание трансцендентного мира невозможно. Лишь посредством интуитивного познания можно постичь истины сверхчувственного мира. По мнению аль-Газали, предназначением интуитивного познания является познание истин божественного мира для нравственного совершенствования и спасения на том свете.



Другие статьи автора: Насыров Ильшат

Архив журнала
№1, 2018№1, 2018№1, 20172010-2011
Поддержите нас
Журналы клуба