Журнальный клуб Интелрос » Философия религии » №1, 2018
Кирилл Витальевич Карпов
кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: kirill.karpov@gmail.com
В статье приводится краткий очерк трактата Бонавентуры «О Тройственном пути» – «сумме мистической теологии». Главная задача этого изложения – проанализировать предложенный Бонавентурой в рамках трактата синтез предшествовавшей духовно-мистической традиции. Показывается, что в основу предпринятого синтеза Бонавентура положил Дионисиеву схему иерархии небесных сущих (очищение – просвещение – соединение). На ее основе выстраиваются две схемы: первая основана на практике божественного чтения (размышление – молитва – созерцание), а вторая отражает путь монашеского продвижения (начинающие – преуспевающие – совершенные). Обосновывая синтез этих схем, Бонавентура строит своего рода руководство по мистическому восхождению к Богу. Таким образом, в трактате Бонавентурой подведен некий итог западно-христианским духовным традициям, существовавшим до XIII в., которые были переработаны им в новое духовное направление, источником которого выступил тот тип духовности, что был заложен св. Франциском Ассизским, а его стержнем выступило представление Бонавентуры о теологии как об истинной мудрости.