Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философская антропология » №1, 2019

Андрей Майданский
Воспитание и природа: уроки Загорского эксперимента

Загорский эксперимент по формированию личности у слепоглухих детей рассматривается в контексте противостояния натуралистической и культурно-исторической психологии. С точки зрения первой сущность человека сокрыта в его геноме, а всё многообразие человеческих способностей сводится к набору генетических «норм реакции» на внешние раздражители. В культурно-исторической теории сущность человека мыслится как «ансамбль общественных отношений» (К. Маркс). Основоположник культурно-исторической психологии Л.С. Выготский утверждал, что экспериментальная работа со слепоглухими детьми позволяет раскрыть закономерности воспитания обычного ребёнка, так же как искусственный синтез химических веществ в лабораторных условиях позволяет понять процессы их образования в природе. В ходе Загорского эксперимента Э.В. Ильенков пытался разглядеть момент рождения в «натуральной» психике человеческой личности: она является на свет в процессе общения, завязанном на предметы культуры. Неспособность слепоглухого ребёнка к поисково-ориентировочной деятельности в окружающем мире Ильенков расценивал как полное отсутствие («нуль») психики. Процесс формирования и развития личности он уподоблял течению реки: процесс этот на все 100 %, от начала и до конца, задаётся «рельефом» культуры, а не химическим составом воды. Центральное значение в теории интериоризации, или «вращивания» (термин Выготского), человеческой личности внутрь натуральной психики играет совместно-разделённая деятельность, в первую очередь – «деловое общение» (А.И. Мещеряков) воспитателя и ребёнка. Целью его является формирование у ребёнка потребности в культурном поведении и способность самостоятельно действовать с предметами культуры.



Другие статьи автора: Майданский Андрей

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2018№2, 2017№1, 2017№2, 2016№1, 2016№2, 2015№1, 2015
Поддержите нас
Журналы клуба