Журнальный клуб Интелрос » Философская антропология » №1, 2015
Франсуа ЛАРЮЭЛЬ
доктор наук по философии,
заслуженный профессор по общей современной философии.
Университет Париж X – Нантер (Университет Западный Париж – Нантер-ля-Дефанс).
92001, Франция, Париж, ул. Республики, 200, корпус L; e-mail:
francois.laruelle@free.fr
Елена РУДНЕВА
научный сотрудник сектора истории антропологических учений.
Институт философии Российской академии наук.
119991, Российская Федерация, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5;
e-mail: roudneva@yandex.ru
В статье рассматривается связь между нравственностью и развитием техники. Это соотношение не является простым. Нередко оно трактуется так: развёртывание науки и техники рождает новые ценностные установки и преобразует прежние. Отмечается также, что новая этическая идея может возникнуть в результате протеста против технического прогресса и стремления уйти во внутреннюю эмиграцию. Автор анализирует и другие предпосылки этой связи. Влияние этики и техники взаимно. Причинность понимается как реверсивная. Она идёт от этики – к науке и технике, и в равной степени от науки – к этике. Предполагается также, что эта зависимость достаточно очевидна. Указанные три предпосылки, выражая традиционные философские инварианты, образуют систему. Автор руководствуется методами герменевтического анализа, использует при этом достижения философской антропологии. Новизна статьи заключается в том, что автор видит потребность разделить науку и технику на два гетерогенных начала. Это размежевание предполагает новое, не-философское описание сущности науки. При таком подходе происходит расщепление связей этики и технологии на две симметричные суб-интепретации. Между этикой, с одной стороны, технологией и наукой, с другой, автор усматривает третий фактор – философию. В статье показано, что только научная позиция может основать реальную трансценденцию обязательства и заменить её трансцендентными обязательствами. Только наука может избавить человека от чуждых ему целей философии.