Журнальный клуб Интелрос » Философская антропология » №1, 2015
Давид Спектор
кандидат архитектуры, доцент.
Московский архитектурно- строительный институт.
111024, Российская Федерация, Москва, ул. 3–я Кабельная, д. 1;
e-mail: daspektor@mail.ru
Сознание рассмотрено через призму историко-теоретического подхода. По отношению к нему применён метод редукции, вычленяющий ряд исходных функций, на заре истории (и в начале онтогенеза) достаточно самостоятельных и лишь по мере становления формирующих сознание как относительноцельный феномен. Изучение начинается с критики распространённых концепций, основанных методологическим противопоставлением природы и ей иного (культуры, человека), среди которого главенствующая роль отводится сознанию. Эти общие основания рассмотрены на примерах марксизма и психоанализа. Показано, что подобное противопоставление ведёт к неизбежной мистификации сознания. Предлагаемая альтернатива заключается в утверждении двойственной природы человека и вычленении специфических линий генезиса, инициирующих и поддерживающих активность различных инстинктов. Бытие и сознание представлены их связующими посредниками.