Журнальный клуб Интелрос » Философская антропология » №1, 2015
Анна-Франсуаза ШМИД
доктор наук по философии,
ассоциированный профессор по эпистемологии,
научный сотрудник кафедры теории и методов инноваций.
Мин-ПарижТех. 75012, Франция, Париж, бульвар Сен-Мишель, 60;
e-mail: afschmid@free.fr
Елена РУДНЕВА
научный сотрудник сектора истории антропологических учений.
Институт философии Российской академии наук.
119991, Российская Федерация, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5;
e-mail-mail: roudneva@yandex.ru
Философское рассуждение, осуществляемое людьми посредством гипотезы, имеет своим следствием необходимость проводить различие между человеком и субъектом философии и делать неэффективным самомоделирование философии. Одновременно можно поразмышлять о независимости наук, точных или гуманитарных, по отношению к философским наукам и о независимости философских наук относительно их тотализации. Частная философия больше не является иллюстративным примером философии в целом, но её недодетерминированностью, более значительной, чем сверхдетерминированность, понимаемая как наложение фрагментов, связанных с идентичностью Реального. Отношения между частными философиями, науками и Реальным могут в таком случае быть описаны как лояльность в пережитом и как коллективная интимность с целью конструирования общих основ, но без обратимости. Гуманитарные науки могут тогда занять место рядом с философиями, не будучи зависимыми от них. Их эпистемология больше не является прямым описанием, обогащением методов посредством конструирования альтернатив.