- Павел ГуревичИнститут философии РАН.
109240, Российская Федерация,
Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1https://orcid.org/0000-0003-2968-9393
- Эльвира СпироваИнститут философии РАН.
109240, Российская Федерация,
Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1https://orcid.org/0000-0001-9730-9124
Аннотация
Нет сомнения в том, что каждому индивиду в разных жизненных ситуациях невольно приходится задумываться над тем, почему человек творит зло. Обладая разумом, вменяемостью, альтруизмом, потомок Адама тем не менее демонстрирует радикальное зло, поразительную разрушительность, мстительность и ненависть. Созидательная активность человека зачастую перекрывается масштабной деструктивностью: войнами, агрессией, неуёмной злобностью. Фиксируя акты вандализма, террора, садизма, аморализма, философы нередко восклицали: «И это человек?!». Наконец, в наши дни часто пишут о том, что homo sapiens захвачен мощной тягой к самоуничтожению. Он, оказывается, суицидент по природе и законченный самоубийца, о чём авторитетно рассуждают современные танатософы. Обращаясь к проблеме злонравия человека, философы демонстрируют широкий спектр мировоззренческих позиций — нравственных, онтологических, антропологических, социальных. При этом одни исследователи в противовес злонравию, свойственному человеку, указывают на положительные черты этого природного создания — разумность, созидательность, нравственность и исходную тягу к добру. Так в сочинениях разных философов рождаются противоречивые, несовместимые взгляды на человеческую натуру.
Биографии авторов
Павел Гуревич, Институт философии РАН. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора истории антропологических учений
Эльвира Спирова, Институт философии РАН. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Доктор философских наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений