Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философская антропология » фа№2, 2019

Наталия Канаева
Эпистемология и логика в индийской философии
Просмотров: 40

  • Наталия КанаеваНациональный исследовательский университет
    «Высшая школа экономики».
    105066, Российская Федерация,
    Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4

Аннотация
Публикация представляет обзор содержания специальной дисциплины праманавады (учения об инструментах достоверного познания), сформировавшейся в индийских системах мировоззренческого знания — даршанах. Обзор начинается с установления сходств праманавады с западными эпистемологией и логикой, определения её структуры и небольшого экскурса в историю её формирования; отмечается влияние грамматики Панини (IV в. до н.э.) на выбор концептуального каркаса дисциплины Акшападой (III–IV вв.). Структура праманавады определена на основе «Ньяя-сутр» Акшапады, сочинений буддиста Дигнаги (ок. 450–520 гг.) и джайнских канонических сочинений Умасвати (II–III вв.) и Кундакунды (III–IV вв.); содержание логико-эпистемологических концептов раскрывается по базовым сочинениям восьми даршан.

Автор обращает внимание на роль концепта вьявахара (конвенциональное словоупотребление и повседневная практика), повлиявшего на специфику критического дискурса в Индии, описывает характерные для индийской традиции философствования представления о лингвистической референции. Содержание базовых концепций праманавады (субъект познания, познающее сознание, воспринимающие способности, сверхъестественные познавательные способности, идеалы познания, цель познания, истина, повседневная практика, инструменты достоверного познания, вывод у найяиков и буддистов, «точки зрения» джайнов, теория полемики) раскрывается через их сопоставление с западными логико-эпистемологическими идеями. Специфика праманавады усматривается наряду со своеобразием решения теоретических проблем в отсутствии символического языка для анализа рассуждений, в наличии особого формализма (закрепления традиционных способов ведения полемики) и в сохранении ограниченной свободы критического дискурса в формализованном скептицизме.

Биография автора

Наталия Канаева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 105066, Российская Федерация, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4
Кандидат философских наук, доцент Школы философии Факультета гуманитарных наук



Другие статьи автора: Канаева Наталия

Архив журнала
фа№2, 2019№1, 2019№1, 2018№2, 2017№1, 2017№2, 2016№1, 2016№2, 2015№1, 2015
Поддержите нас
Журналы клуба