Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философская антропология » фа№2, 2019

Андрей Прокофьев
Утилитаризм
Просмотров: 53

  • Андрей ПрокофьевИнститут философии РАН.
    109240, Российская Федерация,
    Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Аннотация

В статье рассматриваются история и теоретическое содержание утилитаризма. Утилитаризм представляет собой нормативную программу, которая выдвигает в качестве критерия моральной правильности поступков или оправданности частных правил количество произведённой ими суммированной полезности. Под полезностью могут пониматься счастье, удовольствие, благосостояние, удовлетворение желаний, удовлетворение предпочтений или реализация интересов индивидов. В ходе суммирования полезности каждая её порция имеет равную значимость, вне зависимости от того, какой индивид её получает. Резюмирует нормативную программу утилитаризма принцип наибольшего счастья наибольшего количества индивидов (принцип пользы, или полезности). Отдельные элементы этой программы присутствовали в этической мысли, начиная с античного периода. Первые формулировки принципа пользы появились в Новоевропейской философии рубежа XVII–XVIII вв. Этические концепции, в которых он является стержневым, возникли в XVIII в. внутри британской теологической мысли — так называемый «теологический утилитаризм». Первый представитель классического утилитаризма Иеремия (Джереми) Бентам в своей этико-правовой доктрине соединил гедонистическую моральную психологию и расчёты коллективного счастья. Джон Стюарт Милль попытался трансформировать утилитаризм Бентама в сторону меньшей механистичности моральных расчётов, более богатого понимания ценностей, наполняющих смыслом человеческую жизнь, и признания важности индивидуальных прав и свобод. Генри Сиджвик поместил утилитаристскую программу в контекст широкого исследования морали и практической рациональности. В течение двух первых третей XX в. происходило превращение утилитаризма в доминирующую модель нормативной этики внутри англосаксонской философской традиции. Однако с 1970-х гг. он утрачивает это положение под ударами критики со стороны деонтологической этики и этики добродетели. Современный утилитаризм глубоко дифференцирован в связи с разным пониманием его сторонниками а) предмета проверки с помощью принципа полезности, б) самой полезности, в) нормативного содержания принципа полезности, г) способов учёта последствий в процессе принятия моральных решений.

Биография автора

Андрей Прокофьев, Институт философии РАН. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора этики



Другие статьи автора: Прокофьев Андрей

Архив журнала
фа№2, 2019№1, 2019№1, 2018№2, 2017№1, 2017№2, 2016№1, 2016№2, 2015№1, 2015
Поддержите нас
Журналы клуба