Журнальный клуб Интелрос » Философско-религиозные тетради » тетрадь 10
Говоря о Реформации, необходимо вспомнить, что в свое время Лютер обратил внимание, конечно, с богословской точки зрения, на профессиональное призвание человека. Лютер способствовал смене акцентов — от «Arbeit» к «Beruf», от восприятия работы как Божественного наказания (за грех Адама) к принятию труда как Божественного призвания. По Лютеру, христианин должен ценить свои профессиональные обязанности (ручной, умственный труд) даже выше, чем аскетическое монашеское служение, т.е. относиться к церковным и иным (полезным!) специальностям как к равноценным в глазах Божиих. Следовательно, христианину стоит принять «мирскую» работу как задачу, поставленную перед ним Богом, притом духовную задачу — прославить Бога и проявить акт любви по отношению к ближнему. Во времена Лютера существовала необходимость акцентировать внимание на «спасительности» (оправдании!) Богоугодного созидательного труда, который не укладывался в реалии монашеской жизни Церкви. Я нахожу лютеровскую мысль о профессиональном призвании актуальной и в наши дни, в контексте нашего времени (хотя, возможно, с другими ударениями).