Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Focus » №2 | июнь, 2017

Валерий Кустов
Душа России на распутье

Как сделать сосуществование рационально-достиженческой и эмпатично-общинной культур в нашем обществе конструктивным и как минимизировать неизбежно возникающие между ними трения и противоречия?

KoustovВалерий Кустов – председатель Совета директоров Группы компаний «ЭФКО», кандидат психологических наук

Особенности социального конструирования

При обустройстве России важно учитывать ее неоднородность в социальном, социально-психологическом, национальном и других отношениях. Наряду с особой фокусировкой на социально-демографических и профессиональных факторах важно принимать в расчет особенности представителей рационально-достиженческой и эмпатично-общинной культур, специфику поведения внутри каждой из этих групп, а также их взаимодействия друг с другом. По мере усложнения общества роль субъективного фактора в его развитии возрастает. Анализ этого фактора, а также оценка всего комплекса взаимоотношений между различными группами населения позволяют уточнить имеющиеся представления о наиболее эффективных моделях управления.

Представители рационально-достиженческой культуры в нашем обществе очень активны, но их всё же меньшинство. Многие просто пристроились, адаптировались к достиженческим условиям бытия, но тем самым они коверкают свою душу и насилуют свои архетипы. Казалось бы, в такой ситуации самым правильным решением будет не вмешиваться в данный процесс, рассчитывая, что со временем архетипы населения станут иными. Однако это не совсем так. Прежде чем измениться, трансформироваться, архетипы отомстят нам, в том числе и представителям рационально-достиженческого меньшинства. Чтобы этого не произошло, экономические отношения надо конструировать так, чтобы они соответствовали народной душе, архетипам и психологическим особенностям населения.

8b50f9be4Алессандро Аллори. Христос в доме Марфы и Марии. 1605 год

Важно принимать в расчет особенности представителей рационально-достиженческой и эмпатично-общинной культур, специфику поведения внутри каждой из этих групп, а также их взаимодействия друг с другом. По мере усложнения общества роль субъективного фактора в его развитии возрастает

Между тем децильный коэффициент дифференциации (отношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченных людей к доходам 10 процентов наименее обеспеченных) в последнее время рос в России быстрее, чем в других развитых странах. Если в начале 90-х годов он составлял около 7, то к концу минувшего тысячелетия он вырос вдвое и стал равен 14. В некоторых развитых странах он ниже. Например, в Англии и Франции этот коэффициент равен 10. В то же самое время нашей культуре традиционно свойственна установка на отсутствие контрастного расслоения общества на бедных и богатых.

Известный хирург и одновременно специалист в области социальной инженерии Николай Амосов считал, что 10 процентов самых сильных лиц в три раза сильнее 10 процентов самых слабых. А поскольку, как он полагал, люди от природы неравны, то «умное» демократическое общество, в котором были бы сбалансированы интересы различных групп, должно создать условия, чтобы 10 процентов самых сильных и самых талантливых имели возможность самореализоваться, достичь такого положения, которое соответствовало бы их реальным возможностям. Из приведенного мнения вытекает, что справедливое, естественное неравенство будет тогда, когда доход 10 процентов самых сильных будет не более чем в 3 раза выше дохода 10 процентов самых слабых. То есть в правильном обществе децильный коэффициент дифференциации должен быть ненамного выше 3. Если же и слабые обобраны в гораздо большей мере, и сильные не в состоянии реализовать себя и свои способности, то возникает социальная напряженность, которая может нарушить общественный мир.

Кроме оптимального децильного коэффициента дифференциации для профилактики социальных кризисов в эмпатично-общинной культуре важно создавать благоприятную моральную атмосферу, формировать нравственные ценности. В противном случае все рационально-достиженческие усилия не дадут никакого эффекта.

Kartinka 480Константин Флавицкий. Суд Соломона. 1854 год

Сегодня в России представители рационально-достиженческой культуры, как правило, богаче представителей эмпатично-общинной культуры. Поэтому необходимы особые механизмы согласования их интересов, один из которых – это усиление роли государства. Стремление к сильной государственности – это проявление архетипической потребности в защите интересов большинства народа.

Рационально-достиженческие общества гораздо основательнее обществ эмпатично-общинных продвинуты в собственном самопознании: подобная информация необходима для выгодной организации всех социальных процессов, что естественным образом интересует и заботит представителей первых гораздо больше, чем представителей вторых. Данная особенность объясняется также концепцией кумулятивно-факторных причин.

Кумулятивные причины действуют не по отдельности, а в совокупности. Такими причинами могут быть цвет стен, порядок рождения в семье, особенности воспитания, влияние в детские годы тех или иных личностей, солнечная активность и т. д. Эти причины в большинстве своем практически невозможно экспериментально изучить, измерить, «взвесить» – они, как правило, просто чувствуются и воспринимаются интуитивно.

Факторные же причины – это те, которые относительно легко познаются с помощью формально-логического мышления, каждую из этих причин можно изучить экспериментально, используя классические схемы, разработанные в психологии. Скажем, изучив, измерив тот или иной мотив, можно с высокой степенью вероятности предсказать поведение личности.

Поведение представителей рационально-достиженческой культуры определяется факторными причинами в гораздо большей степени, чем поведение представителей эмпатично-общинной культуры. И наоборот – последние в гораздо большей степени подвержены воздействию кумулятивных причин.

Поэтому рациональное социальное знание описывает преимущественно общества рационально-достиженческого типа. Очевидно, что рациональное знание о представителях эмпатично-общинной культуры добывается с гораздо большими затратами. Наглядный тому пример – социологическое изучение крестьянства, которое в массе своей привержено эмпатично-общинной культуре. Крестьяне часто подыгрывают социологам – пытаются ответить то, что от них хотят услышать. Такова одна из особенностей представителей эмпатично-общинной культуры: быть заодно с тем, кто проявляет к ним внимание, для них важнее, чем быть на стороне истины. Задача в данном случае осложняется еще и тем, что у крестьян срабатывает эффект «двойного зажима», когда люди одновременно переживают противоположные чувства и имеют противоположные мнения. Но это не аномалия: органическое понимание и восприятие тождества противоположностей – это навык, составляющий ядро диалектического мышления. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что методический инструментарий, разработанный в строгом соответствии с формальной логикой и дающий точный результат при изучении представителей рационально-достиженческой культуры, оказывается малоэффективным при работе с представителями эмпатично-общинной культуры.

У нас на селе остались главным образом представители эмпатично-общинной культуры, то есть люди с ярко выраженным эмоционально-чувственным восприятием действительности. Если здесь и имеются лица с рационально-логическим восприятием действительности, то это те, кто получил образование в городе и вернулся обратно. Такие люди нередко становятся руководителями. Но эти сельчане-земляки, «инфицированные» городским духом, будут восприниматься местными и никуда не покидавшими землю жителями как чужаки. А при особой настойчивости подобные руководители из бывших сельчан могут просто психологически взорвать социально-психологическую обстановку. И научить их заново, как в детстве, чувствовать крестьян практически невозможно.

Наиболее эффективный способ управления эмпатично-общинными личностями – это действовать в пространстве бессознательного, ориентироваться на архетипические константы и публично (обязательно публично!) одобрять и поддерживать управляемых морально и материально – так, как это искони у них принято. В эмпатично-общинной культуре влияние на личность со стороны коллектива настолько велико, что управленческие воздействия, чтобы сработать, должны пройти через их легитимацию коллективом. При этом особая роль последнего поддерживается не только за счет активизации группового сознания при оценке поведения каждого отдельного его представителя – это приводило бы к слишком высокой нагрузке на психику, – но и путем насаждения таких норм поведения, которые работают как бы автоматически. Например, в эмпатично-общинной культуре особое влияние на людей оказывает статусно-ролевая позиция человека. Если это личность, наделенная властью, то ее значимость автоматически возрастает, причем порой в гипертрофированном масштабе. А в рационально-достиженческой культуре больший социальный вес имеет человек не с формально-должностным статусом, а с конкретными реальными возможностями.

Для эффективного управления в эмпатично-общинной культуре важно найти такие способы и формы материального вознаграждения, которые одобрялись бы коллективом. При этом важно добиться того, чтобы все четко понимали две вещи: во-первых, от чего зависит вознаграждение каждому члену коллектива, во-вторых, что успех каждого ведет к успеху всех. Вместе с тем в данной культуре у людей остаются личная заинтересованность и даже личный эгоизм, которые оживают всякий раз, когда базовые эмпатично-общинные архетипы не получают своей полноценной реализации в деятельности человека.

Принятые в эмпатично-общинной культуре моральные нормы имеют особую значимость. Поэтому важно, чтобы к лицу, нарушающему эти нормы, могли быть применены санкции. Возможность каждого пожаловаться на нарушителя норм – обязательное условие успешного существования и функционирования данного типа культуры. Жалоба – это форма обращения к общественному мнению или к лицам, которые наиболее полно и авторитетно его выражают. Осуждение отступника от норм другими – особенно лицами с высоким статусом – важный компонент успешного управления в данной среде. Также необходимо наличие института, который в общественно признанной форме налагал бы санкции и, напротив, поощрял бы отличившихся. Подобная публичная оценка должна быть максимально справедливой, открытой, гласной. Гласность – это одна из несущих конструкций эмпатично-общинной культуры.

В данной культуре исключительно важно поддерживать поступки, которые соответствуют принятым моральным нормам, но которые совершаются человеком вопреки его собственной выгоде. Если этого не делать, то социальная конструкция, основанная на эмпатично-общинной культуре, будет постепенно разрушаться, так как естественный эгоизм станет брать верх над общественно одобряемым поведением. Поэтому в таких обществах необходимо создавать особые фонды, которые поощряли бы материально людей, руководствующихся моральными нормами в ущерб собственным интересам. Здесь важно тонкое сочетание морального и материального стимулирования – как раньше, вручение колхозу-победителю переходящего Красного знамени сопровождалось премированием отличившихся колхозников. При этом материальные блага должны соответствовать как качеству и количеству вложенного труда, так и занимаемому статусу, должности. Отрыв одного от другого также ведет к эрозии социальной организации в эмпатично-общинной культуре. Следовательно, крайне важно разработать иерархию статусов и соответствующих им благ. В первую очередь это касается денежного вознаграждения и пакета социальных услуг.

Как отмечалось выше, у жителей села проявляется эффект «двойного зажима» при восприятии и переработке ими информации. В силу этого эффекта даже идеально сконструированная социальная система может становиться объектом вымещения недовольства, проявления негативных эмоций. Важно, чтобы подобные настроения не разрушали социальную систему, а разряжались естественным путем, в том числе через конфликты по вертикали (с руководителями) и по горизонтали (с равными по положению сотрудниками). То есть в систему отношений должна быть заложена определенная конфликтность. Эта конфликтность может концентрироваться в факте ограниченности средств, выдаваемых на проведение той или иной работы. Допустим, на посевную по нормативам планируется выделить 100 тысяч рублей, и эти деньги должны быть поделены между несколькими механизаторами. Процесс дележа может и должен вызывать умеренные разногласия, конфликты, которые необходимы лицам с эффектом «двойного зажима». Однако после кульминации таких противоречий должно произойти примирение – и само собой, и с помощью резервного фонда, и через вмешательство (но в определенный момент, не ранее достижения апогея противостояния) руководителя.

Kartinka 5Павел Филонов. Ударники. 1935 год

Даже идеально сконструированная социальная система может становиться объектом вымещения недовольства, проявления негативных эмоций. Важно, чтобы подобные настроения не разрушали социальную систему, а разряжались естественным путем, в том числе через конфликты по вертикали (с руководителями) и по горизонтали (с равными по положению сотрудниками). То есть в систему отношений должна быть заложена определенная конфликтность

Верным признаком того, что руководитель в данной культуре пригоден к управленческой деятельности, является его готовность идти на конфликт. Это означает, что он не слился с коллективом и не идет за людьми, а ведет их за собой. К тому же такие конфликты нужны лицам с эффектом «двойного зажима»: за своего они признают того, с кем одновременно конфликтуют и дружат. Конфликтовать с крестьянином так же важно, как и выслушать, понять его, проявить к нему эмпатию. Поэтому эффективное руководство крестьянами предполагает задействование целого арсенала приемов – от сочувствия и любви до настойчивости и ненависти. Именно такие управленческие приемы при наличии других факторов (сельское воспитание, архетипическое сходство, знания и др.) делают руководителя своим на селе – а значит, эффективным. Однако подобные руководители, как правило, не соответствуют психотипам руководителей более высокого уровня – особенно тех, кто выражает интересы зарубежных инвесторов или национальных олигархов, тяготеющих к рационально-достиженческой психологии.

Действенный руководитель в эмпатично-общинной культуре должен брать ответственность на себя, персонально отвечать перед вышестоящей инстанцией и коллективным мнением подчиненных. Рядовой представитель эмпатично-общинной культуры может проявлять самый широкий спектр эмоций и мнений по поводу того или иного управленческого решения, но он не возьмет на себя персональную ответственность за действия, касающиеся не его одного, так как страх перед негативной оценкой коллектива для него более значим, чем возможное удовлетворение от правильно совершенного действия. Это одна из фундаментальных психологических причин того, почему среди представителей эмпатично-общинной культуры достаточно сложно искать потенциальных руководителей. При этом готовность идти на конфликт является далеко не единственным и вовсе не основным качеством успешного сельского руководителя. Ориентация только на это качество может привести к противоположному результату: будут отобраны лица психопатичные, конфликтные, обремененными внутренними проблемами и комплексами и вместе с тем не очень сильные.

Успешному руководителю на селе нужна психика близкая к психике крестьян, ему надо быть эмоционально, эмпатично зависимым от окружающих, но одновременно проявлять волю к власти, к принятию решений и быть готовым нести ответственность за их последствия. За неверные решения руководителей на селе просто эмоционально выпотрошат. Поэтому успешный руководитель должен обладать опытом, знаниями, смекалкой и интеллектом, чтобы избегать ошибок.

Руководитель в эмпатично-общинной культуре должен понимать или элементарно чувствовать, предвосхищать причинно-следственные связи и психологические механизмы внутри коллектива подчиненных. Успех сопутствует тем руководителям, которые чувствуют коллектив и каждого в отдельности и одновременно могут понимать мотивы алогичного поведения. Увидеть зависимости и закономерности там, где представители рационально-достиженческой культуры попросту не могут их углядеть, – важная компетенция руководителей в эмпатично-общинной культуре. Только при ее наличии они способны стать подлинными социальными конструкторами, то есть специалистами, умеющими целенаправленно и профессионально формировать социально-психологические, моральные и иные условия успешного развития, обладающими навыками как ученых-прикладников, так и руководителей-практиков.

Можно сформулировать перечень необходимых для такого рода руководителей качеств.

Во-первых, наличие у них архетипов, которые адекватны архетипам сообществ и отдельных лиц, которыми надо руководить.

Во-вторых, готовность к отправлению властных функций при сохранении определенной эмоционально-эмпатичной зависимости от подчиненных.

В-третьих, обладание знаниями об обеих культурах – как эмпатично-общинной, так и рационально-достиженческой. Социальный конструктор должен понимать целесообразность того или иного модуля в своей и противоположной культурах.

В-четвертых, умение вырабатывать и реализовывать решения, позволяющие обеспечивать конкурентоспособность эмпатично-общинной культуры. В России эмпатично-общинная культура пока проигрывает культуре рационально-достиженческой. Однако эмпатично-общинная культура обладает мощными резервами и настолько соответствует национальным архетипам, что заслуживает пристального изучения и приложения усилий по подготовке для нее социальных конструкторов.

В-пятых, способность внедрять принципы эмпатично-общинной культуры способами, не предполагающими преимущественного задействования рациональной аргументации и логического убеждения. Крестьяне имеют довольно специфический интеллект. Он в большей степени эмоционально-чувственный и в меньшей – логический, связанный с переработкой информации через сферу рационального и через речь. Прямо в полном соответствии с законом Клапареда: чем больше у человека из сознательного перешло в бессознательное, тем эффективнее его психическая активность.

Низовая социальная группа в эмпатично-общинной культуре зачастую не понимает необходимости тех или иных норм и решений. Следующим уровнем организации здесь является группа лиц, занятых управлением, социальных конструкторов, у которых уровень понимания намного выше. Дальше стоят наиболее квалифицированные социальные конструкторы, управляющие на уровне страны. Степень осознания закономерностей развития эмпатично-общинной культуры на каждом уровне будет разной. Чем она ниже, тем более естественно, эмоционально-чувственно протекает жизнь, тем больше внутреннее удовлетворение от такой жизни, тем меньше хочется покинуть сообщество, в котором это удовлетворение достигнуто. Чем выше растворенность личности в социальном бытии, чем ниже степень осознания его закономерностей, тем меньшую роль для мотивации профессиональной деятельности играют достиженческие мотивы, тем большую роль для людей играют чувства, мнение окружающих, влияние которого может быть тотальным.

Воздействие общественного мнения на лиц из более высокой социальной страты меньше, но при этом оно не должно исчезать окончательно. С ослаблением живой психологической связи лиц с верхних социальных этажей с низовой группой эмпатично-общинная культура начнет проигрывать культуре рационально-достиженческой. Нет ничего более опасного для эмпатично-общинной культуры, чем предательство лиц из высокой социальной группы, особенно уважаемых руководителей, социальных конструкторов. В этом случае низовая группа замыкается на себе и лишается возможности развития. То есть эмпатично-общинная культура более всего не защищена от распада сверху, от предательства руководства. Из этого надлежит сделать следующие выводы.

Во-первых, у руководства такой культурой должен стоять не один человек, а группа лиц, внутри которых незыблемо соблюдаются демократические нормы отношений. Наиболее важные решения таким лицам надлежит принимать сообща.

Во-вторых, в чрезвычайных ситуациях должно устанавливаться единоначалие, а в некоторых случаях необходима и жесткая диктатура.

В-третьих, чем выше статус человека в иерархии эмпатично-общинной культуры, тем выше должно быть его материальное и моральное вознаграждение, чтобы исключить возможность подкупа руководящих лиц. Хотя всё равно останется такая угроза через более тонкие мотивационные струны – любовь, лесть и пр.

В-четвертых, на верхушку иерархии необходимо налагать определенные ограничения, например, в плане устройства своей личной жизни.

В-пятых, лидеры со своими семь­ями должны жить внутри сообщества своей культуры, а не в отрыве от него.

В-шестых, дети лидеров не должны иметь никаких привилегий по отношению к детям из низовых групп, в том числе и в плане вертикальной мобильности. По закону трех поколений при передаче власти от дедов к внукам с каждым из обоих наследований резко падает функциональная дееспособность преемников.

Как отмечалось выше, эгоизм в полной мере присущ и представителям эмпатично-общинной культуры. Просто одной из их потребностей является эмоциональная эмпатия, сочувствие, сопереживание. Удовлетворить эту потребность вне рамок общинной культуры сложно, а порой и невозможно. Поэтому важно соединить естественное стремление людей в эмпатично-общинной культуре к обогащению и в то же время к эмпатии. А значит, вознаграждение за труд в низовой группе должно зависеть как от индивидуальных, так и от общих достижений. Требуется грамотное соотнесение друг с другом двух частей вознаграждения.

Во-первых, части, которая гарантирует удовлетворение базовых потребностей с учетом реальных способностей. Эта часть вознаграждения формализуется в виде заработной платы.

Во-вторых, части, предназначенной для тех, кто делает больше других и, соответственно, заслуживает большего вознаграждения. Если отказаться от этой части, то со временем наиболее выдающиеся работники окажутся в оппозиции к существующему социальному порядку, а затем могут и осуществить революцию, которая приведет к установлению правил и порядков, соответствующих психотипу рационально-достиженческой личности. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к дискомфорту большинства представителей эмпатично-общинной культуры, что повлечет за собой потребность в революционных переменах, но только в противоположном направлении. Вот и будем мы так раскачиваться от общества под эмпатично-общинную культуру до общества под культуру рационально-достиженческую и обратно. Поэтому нужно такое обустройство России, при котором и рационально-достиженческий и эмпатично-общинный типы личностей были бы удовлетворены своим положением.

В глубокой древности на Руси управляли старейшины, но они с удовольствием передавали свои властные функции пришлым князьям со стороны, поскольку, как и жрецы, были эмоционально зависимыми от окружения. Для них гораздо важнее было оставаться своими, чем властвовать – и неизбежно идти на конфликты с подчиненными. Но сейчас другая ситуация. Лица, которым вверяется управление сообществами эмпатично-общинной культуры, могут продуманно отбираться и овладевать необходимыми профессиональными знаниями. Это – немаловажный резерв повышения эффективности эмпатично-общинной культуры в ее конкуренции с культурой рационально-достиженческой.

Несмотря на коллективизм как фундаментальную основу эмпатично-общинной культуры, ее представители не имеют потребности в широких межличностных отношениях. Чем шире диапазон контактов, тем сложнее поддерживать глубину взаимопонимания. Поэтому в эмпатично-общинной среде образуются микрогруппы, в которых эмоциональное тяготение людей друг к другу наиболее интенсивно. Отсюда возникает проблема взаимоотношений между такими микрогруппами, что обеспечивается главным образом через лидеров. Коммуникация микрогрупп становится более интенсивной, если они начинают чувствовать угрозу извне. Но помимо факторов негативных, безусловно, должны быть и факторы позитивные, среди которых:

  • бережное отношение каждого члена микрогруппы к мнению других;
  • публичное принятие и соблюдение правил доступа к материальным ценностям;
  • приверженность общим ценностям и смыслам.

И наконец, еще одно важное условие социального конструирования в России. Государство, в котором основную часть населения составляют лица эмпатично-общинного типа, особенно эффективно при низких доходах населения. Народ, разделяющий позиции своих лидеров, может отдать последнее ради достижения значимой для всего общества цели. В этот момент отношения между отдельными сообществами интенсифицируются, закрепляется сходство их психического склада, более напряженно идет выработка и притирка архетипов. Однако при этом, как никогда, важна справедливость и гласность при распределении материальных благ между отдельными представителями сообщества. Если кто-то получает больше других, то к нему должны быть и выше требования по служению общим интересам.

Выводы

Вариабельность типологических отличий между людьми становится всё более очевидной. Наиболее фундаментальное из этих отличий связано с существованием рациональных и эмоциональных типов личностей.

Применительно к России важно понять мотивационные механизмы поведения людей, относящихся к эмпатично-общинной культуре. В наибольшей степени эта культура свойственна сельским жителям. В настоящее время на селе, в коллективах, где ведущей является эмпатично-общинная культура, особо значима проблема кардинальных изменений в мотивационной сфере работников. Без создания устойчивой иерархии мотивационных стандартов невозможно добиться самовозобновляемого роста производительности труда. В то же время мотивировать людей на труд в рамках имеющихся рациональных представлений тоже сложно.

Разгадка тайны русской души – это обретение понимания мотивационных механизмов, через которые можно активизировать развитие. И резервы в этом отношении Россия имеет немалые. Главное – понять их и использовать в интересах процветания государства, всех наций и народов, населяющих Россию.



Другие статьи автора: Кустов Валерий

Архив журнала
№4, 2017№2 | июнь, 2017№3, 2017№1 | апрель 2017
Поддержите нас
Журналы клуба