Журнальный клуб Интелрос » Focus » №1 | апрель 2017
Еще Пифагору приписывается создание первого «духовного упражнения», называемого «досмотр себя»: в конце каждого прожитого дня человек обозревает в уме его течение, подводит его итоги и дает им оценку. В эпоху эллинизма, особенно у римских стоиков, аскеза получает смысл всестороннего духовного, душевного и телесного очищения человеком самого себя, освобождения самого себя от власти помыслов, страстей, вожделений. Сергей Хоружий
Основы иезуитской мистики и педагогики в концентрированном виде изложены в сочинении основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы «Духовные упражнения». Это «способ приготовить и расположить душу к тому, чтобы изгнать все беспорядочные привязанности; затем, изгнав их, искать и находить божественную волю в расположениях своей жизни, на благо собственной души». Николай Мусхелишвили