Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Гуманитарные науки » №2, 2014

А.Н. Лебедев
Проблемы патриотического воспитания студентов российского вуза

ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Прикладная психология» Финансового университета.
E-mail: apam_euro@mail.ru

В статье рассматриваются психологические вопросы патриотического воспитания молодых людей (старшеклассников и студентов) в современной системе среднего и высшего образования. Автор статьи рассматривает различные точки зрения по поводу толкования термина «патриотизм», касается истории изучения понятия высших социальных чувств в отечественной психологии, к которым ученые относят чувство патриотизма. Автор полагает, что реально эта проблема проявляется не только у студентов, но и у преподавателей, которые родились, воспитывались и получали образование в СССР. В частности, эта психологическая проблема проявляется на уровне личностной и социальной идентичности. В статье рассматриваются различные виды патриотизма в условиях так называемой «групповой поляризации» — понятия, разработанного в одноименной теории французского психолога С. Московичи. Автор статьи приводит результаты эмпирических исследований сравнительного анализа представлений молодых людей об СССР и современной России и показывает, что, несмотря на большее количество негативных высказываний респондентов по поводу современной России, было бы ошибкой считать, что у современной молодежи отсутствует чувство патриотизма. Просто молодые люди понимают его по-разному. По мнению автора, чувство патриотизма и его социальные проявления требуют научного изучения в рамках социальной психологии. При этом было бы большой ошибкой встать на путь формального внедрения в учебный процесс какого-либо «специального предмета» по патриотическому воспитанию школьников и студентов.

Problems Patriotic Education of Students of a Russian University

ALEXANDER N. LEBEDEV Ph. D. (Psychology),
Professor, Head of the Department
«Applied Psychology» Financial University.
E-mail: apam_euro@mail.ru

The article deals with the psychological issues of patriotic education of young people (seniors and students) in the modern system of secondary and higher education. The author examines the various viewpoints on the interpretation of the term «patriotism» for the history of the study of the notion of higher social sentiments in the national psychology, which scientists refer to a sense of patriotism. The author believes that this problem really is evident not only students, but also teachers, who were born, brought up and were educated in the Soviet Union. In particular, this is a psychological problem manifests itself at the level of personal and social identity. The article discusses the various types of patriotism in the so-called «group polarization» — concepts developed in the theory of the eponymous French psychologist Serge Moscovici. The author reports the results of empirical studies of the comparative analysis of representations of young people about the Soviet Union and contemporary Russia, and shows that, despite the greater number of negative statements respondents about modern Russia, it would be a mistake to think that young people today have no sense of patriotism. Just young people understand it it differently. According to the author, a sense of patriotism and its social manifestations require scientific study in social psychology. In this case it would be a big mistake to embark on a formal introduction in educational process of a «special subject» patriotic education students.

Архив журнала
гу№2, 2021№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№ 1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба