Журнальный клуб Интелрос » Гуманитарные науки » №3, 2013
Коробанова Жанна Владимировна — кандидат психологических наук,
заместитель заведующего кафедрой «Прикладная психология» Финансового университета
E-mail: korobanova_j@mail.ru
Мужичкова Юлия Евгеньевна — кандидат психологических наук,
заместитель заведующего кафедрой «Прикладная психология» Финансового университета
E-mail: borjulia@mail.ru
Статья посвящена анализу представлений о личностных особенностях бизнесменов. На основе обзора научной литературы авторы выделяют основные психологические характеристики личности предпринимателя, отдельно рассматривая личность крупного бизнесмена. Авторы приводят результаты собственного исследования, посвященного выявлению представлений о психологических качествах известных бизнесменов, сопоставляя их с качествами «идеального бизнесмена»
Последние два десятилетия в российском обществе сформировалась и прочно заняла свои позиции новая социальная группа — предприниматели, или бизнесмены. Деятельность людей, владеющих и развивающих собственный бизнес, протекает в крайне специфических условиях рынка. В первую очередь, это высокие риски и неопределенность условий, а также быстрая изменчивость ситуации. Особые характеристики предпринимательской деятельности определяют и личность человека, который стремится организовать и развивать собственный бизнес. Кроме того, личностные качества предпринимателей являются фактором, оказывающим значительное влияние на происходящие перемены в социально-экономической сфере России.
В научной литературе в последние годы встречаются различные исследования, посвященные психологическим особенностям предпринимателя. Изучается как сам феномен предпринимательства, так и психологические факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности.
Так, отмечается, что предпринимательство в России отличается специфичностью, природа которой лежит в особенностях становления данного класса. Стремясь к стандартам западного, образцового предпринимательства, российский бизнесмен не в силах игнорировать давно сложившиеся патриархальные традиции. Несовершенство правового пространства породило зависимость предпринимательской деятельности от установленных личных связей на разных уровнях. Зачастую успешность достижений предпринимателя определяется его коммуникативными способностями, а также не зависящими от него факторами, такими как семейные и родственные связи, место рождения, место учебы и т. п.