Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ЕЖЕГОДНИК » 2015

Виктория Лысенко
Восприятие и язык в адвайта-веданте: исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи

Лысенко Виктория Георгиевна
доктор философских наук,
заведующая сектором восточных философий
Института философии РАН,
ул. Волхонка, 14/1,
Москва, 119991 Россия.
E-mail: vglyssenko@yandex.ru

Публикация перевода с санскрита (первого на русском языке) и статья-исследование санскритского текста XVII в. «Веданта-парибхаша» Дхармараджи, посвященного теории непосредственного восприятия и роли в ней языка в классической и особенно поздней адвайта-веданте. В статье показано, что оригинальность этой теории состоит в том, что непосредственный характер приписывается познанию из слов, которое в других школах индийской философии считается опосредованным ментальными и вербальными конструкциями. В связи с этим рассматривается теория Шанкары об эвокативной функции языка в экзегезе текстов Откровения (Шрути). Анализируются методы этой экзегезы и ее применение к интерпретации высказываний обыденного языка в концепции Дхармараджи. Отмечаются элементы «реализма» и «натурализма» в поздней адвайтистской идеалистической теории познания

Lysenko Viktoria Georgievna
DSc in philosophy,
Head of the Department of
Oriental Philosophies at the Institute of Philosophy
of Russian Academy of Sciences,
Volkhonka, 14, bld. 5,
Moscow, 119991, Russia.
E-mail: vglyssenko@yandex.ru.

Perception and Language in Advaita-vedānta. A translation of Dharmarāja’s “Vedānta-paribhāshā” with a study thereon

The present publication includes a first Russian translation of the fragment from the first chapter of Dharmarāja’s “Vedānta-paribhāshā” (17th century) as well as a research paper dedicated to the theory of direct perception and the role of language in later Advaita Vedānta. The paper shows that the originality of the Advaita theory lies in the way it attributes immediacy to cognition through words which in other schools of Indian philosophy is considered as a form of an indirect or mediate knowledge. In connection with this the author explores the Advaita theory of evocative function pertaining to language in Śaṅkara’s exegesis of Śrūti texts, analyzing his methods of exegesis along with their application to the interpretation of ordinary statements in Dharmarāja’s doctrine, and detects the elements of “realism” and “naturalism” in the late Advaita idealist theory of cognition



Другие статьи автора: Лысенко Виктория

Архив журнала
№35, 2021201920182017201620152010200620052004
Поддержите нас
Журналы клуба