Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ЕЖЕГОДНИК » 2017

Всеволод Золотухин
Всеединый разум, или Рождение Шеллинговского спекулятивного идеализма
Просмотров: 113

Золотухин Всеволод Валерьевич,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры
философии религии и религиоведения
Института философии и социально-политических
наук Южного федерального университета;
344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, д. 116.
E-mail: vakis2011@gmail.com

Статья посвящена рассмотрению генезиса и основных черт первой собственно спекулятивной системы немецкого идеализма ‒ философии абсолютного тождества. Кратко прослеживается предшествующая эволюция философско-теологической мысли Шеллинга. В качестве источников автором привлекаются «Изложение моей системы философии» (1801) и лекции летнего семестра 1801 г., прочитанные Ф. Шеллингом в Йенском университете (конспект Трокслера). Они ценны тем, что содержат (1) объяснение общих мировоззренческих и методологических принципов, из которых исходит Шеллинг, (2) разъясняющие комментарии к параграфам «Изложения…». Автор реконструирует целостное философско-теологическое учение о всеединстве, выявляя при этом важнейшую роль концепта «интеллектуальное созерцание», без которого учение теряет всякую убедительность. В статье освещается, как учение об абсолютном тождестве критиковалось современниками. Полемические возражения К. Эшенмайера вынуждают Шеллинга модифицировать учение с помощью идей об отпадения мира от Абсолютного («Философия и религия», 1804). В результате стройность и последовательность концепции оказываются нарушенными. Рассматривается также жёсткая критика, последовавшая со стороны И.Г. Фихте, стоящего к тому времени на близких Шеллингу монистическо-мистических позициях, и со стороны «полукантианца» Я. Фриза. Критические замечания всех трёх современников позволяют усмотреть концептуальную специфику философии абсолютного тождества и, соответственно, дают возможность выделить уникальные, видоспецифические элементы шеллинговского учения начала 1800- х гг. К ним можно отнести выход за пределы субъективности в интеллектуальном созерцании и штрихами намеченное неразрывное диалектическое единство конечного и бесконечного.

 

Zolotukhin Vsevolod Valeryevich
PhD in Philosophy, Senior Lecturer at the Institute of Philosophy
and Social and Political Studies, Southern Federal University.
116 Dneprovsky Lane, Rostov-on-Don, 344065 Russia.
E-mail: vakis2011@gmail.com.

The All-Unity Reason, or The Birth of Schelling’s Speculative Idealism

Summary: The paper is devoted to the explication of main concepts and ideas of Schelling’s first speculative theology i.e. philosophy of identity (1801‒1806). As a main source the author analyzes Schelling’s Presentation Of My System Of Philosophy and I. Troxler’s summary of Schelling’s lectures delivered in Summer semester 1801. The latter text is important because it contains (1) an outline of general principles of Schelling’s world-outlook, (2) a comprehensive explication for the paragraphs of Presentation. The author presents reconstruction of the whole Schelling’s all-unity doctrine with accent to the concept of “intellectual contemplation” without which the doctrine loses its inner logic. The paper also deals with the criticism of Schelling’s absolute identity doctrine by his contemporaries. C.A. Eschenmayer poses sharp and uncomfortable questions which make Schelling modify his theory with an idea of the so-called Abfall. Serious objections to the Schelling’s doctrine come also from J.G. Fichte and J. Fries. This intra-traditional criticism gives us possibility to mark out specific traits of the early form of Schelling’s philosophy of identity. The mains of them are (a) the interpretation of intellectual contemplation as the exit from the subjectivity and (b) the conception of the indissoluble dialectical connection between the finite world and the Absolute however without detailed basis.



Другие статьи автора: Золотухин Всеволод

Архив журнала
2017201620152010200620052004
Поддержите нас
Журналы клуба