Журнальный клуб Интелрос » История философии » №1, 2018
Вдовина Галина Владимировна
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии Российской академии наук.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; профессор.
Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия.
Российская Федерация, 115035,
г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1;
e-mail: galvd1@yandex.ru
В статье рассматриваются понятия постсредневековой философской психологии, а именно понятия физической и интенциональной жизни, в их теологическом и антропологическом приложении. Во-первых, указанные понятия прилагаются к божественному сущему и проверяются на соответствие базовым положениям рациональной теологии о совершенной актуальности Бога. Во-вторых, они прилагаются к нематериальным тварным субстанциям – ангелам и проверяются на соответствие общим критериям живого, принятым в позднесхоластической традиции: критерию имманентности витальных актов и критерию их непринадлежности к «природному статусу». В-третьих, эти понятия прилагаются к феномену сиамских близнецов и служат способом решения вопроса, который был, несомненно, важен в теологической перспективе: сколько душ и, следовательно, жизней присутствует в сросшихся телах и сколько, стало быть, нужно совершать крещений, чтобы эти души могли спастись. Рассмотрение указанных приложений позволяет также сделать некоторые выводы относительно метода позднесхоластической философии.