Журнальный клуб Интелрос » История философии » №1, 2018
Минаков Михаил Анатольевич
доктор философских наук, доцент.
Международный научный центр им. В. Вильсона.
1300 авеню Пенсильвания,
г. Вашингтон 20004, округ Колумбия, США;
e-mail: mikhailminakov1971@gmail.com
В статье рассматриваются основные философские идеи Льва Шестова (1866–1938) в контексте противостояния модернистов и традиционалистов в российской и европейской философии начала – первой половины ХХ в. Несмотря на отказ Шестова от систематического изложения своих идей, автор указывает на связь его критики философской фундаментальности и поисков истоков бытия. Восстание против основательности философского мышления обусловлено стратегией Шестова, нацеленной на поиск выхода к мысли в ее непосредственной связи с бытием. С этой целью философ пересматривает историко-философский канон, указывая на неприемлемых (Спиноза, Кант, Гегель) и приемлемых для его онтологии мыслителей (Авраам, Плотин, Кьеркегор, Ницше), обобщенных под именем философского «Иерусалима». Шестов также толкует «бегство к изначальному» как путь мышления, выходящего за пределы рационально-каузальной парадигмы к истинно-бытийному измерению. В этой связи философская позиция Шестова рассматривается как парадоксальная: с одной стороны, он защищает иррационализм и фидеизм, а с другой – отказывается от метафизической «почвы» потусторонней вечности. В этом плане автор статьи указывает на сближение позиций Шестова и Хайдеггера в понимании несокрытости истины, пустоты как возможности для сбывания и Бога как истока человеческого бытия.