Журнальный клуб Интелрос » История философии » №1, 2018
Ворожихина Ксения Владимировна
кандидат философских наук, научный сотрудник.
Институт философии РАН. Р
оссийская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: x.vorozhikhina@gmail.com
Рецензируемая книга Н.Н. Ростовой «Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека» посвящена теме «смерти Бога» и связанной с ней проблеме «смерти человека». Согласно автору, в европейской мысли понятие Бога оказалось вытесненным секулярной категорией сакрального, которое характеризуется как безличное, имманентное и амбивалентное. Как подчеркивает Ростова, вместе с Богом исчезает и человек, т. е. сознание, поскольку Бог является формой и структурой, упорядочивающими хаос человеческой субъективности. С утратой этой формы субъективность рассеивается и сознание перестает существовать. При этом речь не идет об исчезновении человеческого, но только человека; утраченное сознание заменяется потоком субъективных эмоций и аффектов. Дискурс сакрального, будучи «отражением самосознания научной эпохи», предполагает согласующиеся с эволюционизмом онтологию и антропологию непрерывности, подразумевающие, что бытие и существование человека ограничены имманентной сферой. В противоположность западной традиции русская философия, по мнению Ростовой, основывается на традиционном понимании Бога как единственной трансцендентной живой и конкретной истины. Русская философия – это философия культа, «тотально освещающего реальность», философия всеединства и соборности, выводящих человеческую субъективность из замкнутости. В отечественной философской мысли преобладают онтология и антропология радикальных «разрывов», подразумевающие мистериальное взаимодействие трансцендентного и имманентного, конечного и бесконечного, абсолютного и относительного. Если в западной традиции Бог оказался «изгнан», подобно бесам, за негуманность, нетерпимость и нетолерантность, то, по мнению автора, для отечественной философии Бог остается основой иерархии, разделения, неравенства, порядка и сознания. Книга Н.Н. Ростовой построена на достаточно схематичном противопоставлении европейской философии, для которой характерен дискурс сакрального, русской мысли, представленной как философия культа. Автор резко критически относится к западной традиции и апологетически – к отечественной, хотя ни та, ни другая не являются однородными.