Журнальный клуб Интелрос » История философии » №1, 2016
Бердникова Александра Юрьевна
аспирант философского факультета
Московский университет им. М.В. Ломоносова
Российская Федерация, 119991
Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4
e-mail: alexser015@yandex.ru
Статья посвящена анализу двух монадологических проектов в русской философии – «эволюционной монадологии» Н.В. Бугаева и «критической монадологии» П.Е. Астафьева. Автор исходит из предположения, что, хотя Бугаев и Астафьев являлись представителями разных сфер науки (математики и психологии), свои проекты они строили, опираясь на сходные представления: о прерывности бытия (аритмологию и теорию психического ритма); о монаде как живой «единице», наделенной деятельностной свободой воли; а также на критически переосмысленные положения «Монадологии» Лейбница. Все эти моменты отражают характерные черты малоизученного до сих пор направления русской философии – русского неолейбницеанства, а также показывают особенности рецепции мысли Лейбница в России.
Neo-Leibnizianism in Russia:
Two Projects of “Monadology”
Aleksandra Berdnikova
Postgraduare, Faculty of Philosophy
Lomonosov Moscow State University
27/4 Lomonosovsky prospect, Moscow,
119991, Russian Federation
e-mail: alexser015@yandex.ru
The article is devoted to the analysis of the two “monadological projects” in Russian philosophy – “Evolutionary Monadology” of N.V. Bugaev and the “critical Monadology” of P.E. Astafiev. Despite the fact that they belonged to different fields of science (mathematics and psychology), their projects were based on similar ideas. For example: the theory of discontinuous functions (arithmology) and the theory of psychic rhythm; idea of Monad as a living unit with an active freedom of will; and the critical rethinking of Leibniz’s “Monadology”. All of these moments reflect the distinctive features of the still poorly studied movement of Russian Neo-Leibnizianism, and show the peculiarities of Leibniz reception in Russia.