Журнальный клуб Интелрос » История философии » №19, 2014
Марченко Олег Викторович –
доктор философских наук,
профессор философского факультета
Российского государственного гуманитарного университета.
профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
(o.v.marchenko@mail.ru).
Хотелось бы поделиться с благожелательным читателем некоторыми наблюдениями и заметками на темы, над которыми я размышлял несколько лет назад в Брно, где читал курс лекций в местном университете и в тот же период, на протяжении нескольких дней, участвовал в работе научной конференции. Лекции были посвящены вопросу о формах самосознания и самоописания отечественной философии. Что же касается конференции, то она была связана с юбилеем Н.В.Гоголя, я говорил о творчестве великого писателя и идеях его земляков, Г.С.Сковороды и Д.И.Чижевского. Так в центре рассуждений оказались некоторые проблемы изучения философского и литературного наследия, связанные с метафизикой социокультурного бытия. Для начала я обратил бы внимание на ряд публикаций последних лет, в которых наблюдается любопытная, как мне кажется, черта. Вот, к примеру, израильский литературовед, прочитав в какой-то книжке о том, что религия – это «встреча со священным как с Другим», решительно отказывает Гоголю в подлинной религиозности1. Гоголь «не находит правильного для себя способа анализировать реальность», – заявляет его российский коллега. – Писатель не в силах «через опосюсторонивание потусторонности» осуществить «повторение гуманистической логики пути Иисуса»