Журнальный клуб Интелрос » История философии » №19, 2014
Куценко Наталья Александровна –
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник Института философии РАН
Развитие гуманитарного знания в союзе филологии, философии, теологии в России Нового времени определялось рядом факторов. С одной стороны, существовала многовековая традиция их совместного существования в допетровской Руси, которая, несмотря на все реформы и нововведения, не могла быть отменена. С другой стороны, динамичное развитие страны в XVIII–XIX вв. привело к появлению иных форм, методов, способов существования обозначенных выше отраслей гуманитарного знания, которые приспосабливались к сложившейся традиции и образовывали, порою, причудливое с нею сочетание. Важно подчеркнуть при этом, что, например, классический образовательный процесс в византийской практике начинался с преподавания филологии как начальной и необходимой ступени постепенного восхождения к высотам знания. Без овладения словесным искусством, без умения чувствовать слово, закреплять в памяти, осуществлять словесную коммуникацию невозможно существование гуманитарного знания и человеческой практики в цивилизованном обществе. В средневековой России этот процесс отразится в своеобразном культе слова, похвале книжному знанию, почитании книг, переведенных в основном с греческого языка. Будут организованы школы при храмах и монастырях, составлены библиотеки, усвоены основы филологического знания. Следующим этапом гуманитарного образования станет приобщение к философии, основанной на теоретическом знании и практическом опыте