Журнальный клуб Интелрос » История философии » №19, 2014
Черняев Анатолий Владимирович –
кандидат философских наук,
заведующий сектором истории русской философии ИФ РАН
(chernyaev@ iph.ras.ru)
Феномен русской религиозной философии Серебряного века непостижим вне социального контекста второй половины XIX – начала XX вв., когда общественная атмосфера была, словно грозовая туча, насыщена революционными настроениями. «Старый порядок» уже качался и судорожно искал панацею в таких подпорках самодержавия, как православие и «народность». Но русская церковь сама пребывала в глубоком кризисе – как сообщается в воспоминаниях митрополита Евлогия (Георгиевского), на рубеже веков ощущался даже дефицит кадров для высших церковных должностей, ибо прогрессивная образованная молодежь из числа выпускников духовных академий не желала принимать монашество и связывать жизнь с церковью. Русское православие очевидным образом нуждалось в «перезагрузке», попыткой чего и явился т. н. русский религиозный «ренессанс», лидеры которого предложили новое, рафинированное прочтение православной традиции – сквозь призму новомодных доктрин философского идеализма и в обрамлении респектабельного политического либерализма. Правда, по многим свидетельствам, – например, Н.С.Арсень-ева, – личная религиозность русских религиозных философов была «в значительной степени вне-церковная, или, точнее, не-церковная, рядом и с церковной, а главное, вливалась сюда порой и пряная струя “символического” оргиазма, буйно-оргиастического, чувственно-возбужденного (иногда даже сексуально-языческого) подхода к религии и религиозному опыту»