Журнальный клуб Интелрос » История философии » №2, 1998
М.Н. Громов
«Под знаком вечности» (опыт неклассической эссе-рецензии)
В не так давно вышедшей книге В.В.Бычкова под сдержанным академическим названием «Русская средневековая эстетика» одна из центральных глав, посвященная апогею развития древнерусского искусства конца XIV — начала XVI века, носит заглавие «Под знаком вечности», которое можно назвать своеобразным внутренним, сквозной темой проходящим лейтмотивом всего исследования. Действительно, обращение к вечному и абсолютному, являющееся одной из сущностных характеристик Средневековья, придает созданной им культуре недосягаемый ни ранее, ни позднее в другие эпохи возвышенно величественный духовный характер. Она вся подобна грандиозному готическому собору, устремленному в фаустовском порыве к небесам, если говорить о европейском medium devum в целом. Или ансамблю одного из старинных русских монастырей, в котором сквозь земные очертания просвечивает, проступает и влечет к себе с неизъяснимой силой сказочный образ Небесного Иерусалима, один из самых любимых в древнерусском сознании, если говорить об отечественной разновидности Средних веков