Журнальный клуб Интелрос » История философии » №2, 2016
Жукова Ольга Анатольевна
доктор философских наук, кандидат культурологии,
профессор Школы философии факультета гуманитарных наук.
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики».
Российская Федерация, 105066,
г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21, стр. 4
e-mail: logoscultura@yandex.ru
С.Н. Трубецкой (1862–1905), выдающийся русский мыслитель и общественный деятель, автор оригинальной концепции «конкретного идеализма», является убежденным последователем философских идей В.С. Соловьева. Трубецкой как один из лучших представителей национальной интеллектуальной элиты утверждает в своем творчестве ценности европейского модерна, духовные и политические свободы личности и общества. По мнению автора статьи, философские идеи и политические убеждения Трубецкого имеют один исток. В основе философской системы «конкретного идеализма» находится логоцентричная онтология свободы. Либеральная концепция политической свободы вырастает из христианской интуиции личностного бессмертия. Трубецкой отстаивает самостоятельное значение русской религиозной метафизики, видя в восточно-христианской традиции философствования потенциал для онтологического обогащения рационалистической мысли Нового времени. Тем самым в философии он показывает путь синтеза для русской и европейской мысли, а в социальной жизни защищает путь мирного переустройства политической системы и развития русского общества.
Ontological Foundations of Freedom:
The Metaphysics and Social Philosophy of S.N. Trubetskoy
Olga Zhukova
DSc in Philosophy, PhD in Cultural Studies, Professor.
National Research University Higher School of Economics.
21/4 Staraya Basmannaya Str.,
Moscow, 105066, Russian Federation
e-mail: logoscultura@yandex.ru
S.N. Trubetzkoy (1862–1905) – the outstanding Russian thinker and public figure. The author of the original concept of “concrete idealism”, he is a staunch follower of the philosophical ideas of V.S. Solov’ev. Trubetskoy is one of the best representatives of the national intellectual elite. In his works he argues values of European modernity, the spiritual and political freedom of the individual and society. According to the author, philosophical ideas and political beliefs of Trubetskoy are single source. In the heart of the philosophical system of “concrete idealism” is specific logocentric ontology of freedom. The liberal concept of political freedom grows out of the Christian intuition of personal immortality. Trubetskoy defends independent significance of Russian religious metaphysics, seeing in the Eastern Christian tradition of philosophizing the potential for ontological enrichment of the rationalist thought in Modern Era. Thus, in philosophy, he shows the way of synthesis for Russian and European thought, and in social life he protects the path of peaceful transformation of the political system and development of Russian society.