Журнальный клуб Интелрос » История философии » т. 20, №1, 2015
Чикин Александр Александрович –
младший научный сотрудник Института философии РАН;
Российская Федерация,
119991, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5;
e-mail: tchisan@gmail.com
Понятие апперцепции, введенное Лейбницем в противовес идеям Декарта о пределах сознательного, было принято немецкой философией и нашло в ней интересное развитие: оно позволило говорить о бессознательном сначала таким философам, как Кант и Шопенгауэр, а затем и зарождающейся немецкой психологии в лице Липпса и Вундта. Эдмунд Гуссерль в силу основных положений своей феноменологической теории объявляет апперцепцию излишней, но, заимствуя у Липпса теорию вчувствования, не может отказаться от этого понятия и применяет его для определения одного из видов данности живого тела.
Apperception in the Psychology of T. Lipps and the Early Phenomenology of E. Husserl
Alexander Tchikine
Junior Research Fellow,
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Science; 14/5 Volkhonka,
119991, Moscow, Russian Federation;
e-mail: tchisan@gmail.com
The notion of apperception, introduced by Leibnitz to counter Descartes’ ideas on the limits of the conscious, was accepted by the German philosophy and found an interesting development: it allowed first the philosophers like Kant and Schopenhauer and then the fledgling German psychology as represented by Lipps and Wundt to speak of the unconscious. Edmund Husserl following the basic tenets of his phenomenological theory declares apperception superfluous, but through his borrowing of Lipps’ theory of empathy he cannot discard this notion and uses it to define one of the kinds of givennes of the living body