Журнальный клуб Интелрос » История философии » №1, 2020
Вавилов Антон Валерьевич
кандидат философских наук, старший преподаватель.
Кубанский государственный университет.
Российская Федерация, 350040,
г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149;
e-mail: anton_v_v@list.ru
В статье анализируется соотношение понятий “Dasein” и «человек» в философии МартинаХайдеггера в контексте критики его учения со стороны современного британского мыслителя Дилана Тригга. Философия Хайдеггера с концептуализацией бытия человека как бытия-в-мире расценивается Триггом в качестве наиболее наглядного примера тотальной неудачиклассической феноменологии мыслить по ту сторону человеческого, освещая неассимилированную глубину нечеловеческого начала. Учитывая актуальные вызовы спекулятивногореализма и его претензию на выход из корреляционизма как неразрывной связи субъектаимира, Тригг стремится обновить зашедшее в тупик феноменологическое направление посредством прочтения малоизвестных и забытых текстов, в которых содержится след того,что предшествует человеку и служит ему основанием, оказываясь, таким образом, нечеловеческим в самом человеке. Критикуя мысль Хайдеггера за антропоцентризм, Тригг противопоставляет его варианту феноменологии свой проект иной, «нечеловеческой», феноменологии. Разрабатывая новую феноменологию, британский мыслитель, однако, обходит полныммолчанием как проблему соотношения понятий «человек» и “Dasein” в творчестве Хайдеггера, так и вопрос легитимности сведения Dasein непосредственно к человеческому существу. Действительно ли мысль Хайдеггера обусловлена центральным положением человеческого субъекта и поэтому представляет собой «антропоцентричную феноменологию» илиже, напротив, изначально преодолевает любой вид гуманизма и антропоцентризма? Посредством прочтения хайдеггеровских текстов – от докладов и работ философа периода «Бытияи времени» до поздних семинаров и лекций после так называемого поворота – в настоящейстатье предпринимается попытка прояснения отношений между Dasein и человеком сучетом поднятой Триггом проблемы нечеловеческого.