Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » История философии » №18, 2013

Лев Титлин
Понятие субъекта в буддизме пудгалавады

Проблема существования и свойств субъекта является одной из важнейших для всей индийской философии. Наибольший вклад в разработку этой проблематики внесла полемика между буддистами и брахманистами. Катализатором этих дискуссий стало появление буддийского учения о «не-я» (анатмавада). В контексте дискуссии о субъекте в буддизме выделяется школа пудгалавада (санскр. pu dgala vāda, пали pu ggala vāda), которая, в отличие от большинства буддистов, придерживалась учения о существовании субъекта («пудгалы»). Оговоримся сразу, что европейское слово «субъект» применительно к индийской философии мы используем исключительно как удобный термин языка метаописания, объединяющий индийские понятия пудгала (санскр. pu dgala , пали pu ggala ), атман (санскр. ātman , пали att ā), существо (санскр. satt va, пали satta ), живое существо (jīva) и европейские «я» (англ. Self ), личность (анг. person ), индивид, «квазиперсона», «псевдоперсона», «квазииндивид», «псевдоиндивид». Последние шесть понятий чаще всего применяются при описании учения пудгалавадинов. Учение об анатмане, изложенное в Палийском каноне (далее – ПК), было не вполне ясным в силу своей недостаточной рационализации (обусловленной концептуальными, жанровыми и стилистическими особенностями литературы сутт как религиозно-философских текстов) и потому неизбежно требовало определенной философско-экзегетической интерпретации



Другие статьи автора: Титлин Лев

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№2, 2021№1, 2019№2, 2018№1, 2018№2, 2017№1, 2017№2, 2016№1, 2016т. 20, №2, 2015т. 20, №1, 2015№19, 2014№18, 2013№17, 2012№16, 2011№15, 2010№14, 2009№13, 2008№12, 2005№11, 2004№10, 2003№ 9, 2002№8, 2001№7, 2000№6, 2000№5, 2000№4, 1999№3, 1998№2, 1998№1, 1997
Поддержите нас
Журналы клуба