Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Континент » №149, 2011

Валерий Сойфер
Туринская плащаница и современная наука

Публикуемая работа была написана в 1979–1984 годах, когда я жил в СССР. Семь экземпляров самодельной книжки «вышли в свет» на моей квартире в Москве. […]

В 1988 году советские власти все же разрешили нам выехать из СССР. Мы поселились в США. В том же 1988 году мир взволновала новость, оказавшаяся в фокусе внимания всех средств информации: оказалось, что руководители Католической церкви разрешили передать трем университетским лабораториям маленькие образцы Плащаницы (весом примерно 50 миллиграммов каждый) для радиокарбоновой (радиоуглеродной) датировки возраста. Радиоуглеродный метод основан на использовании чувствительных счетчиков радиоактивного излучения, испускаемого изотопом углерода с массовым числом 14 (изотоп С14). Период его полураспада равен 5568 годам, примерное соотношение радиоактивного (С14) и нерадиоактивных (С12 и С13) изотопов на Земле известно, поэтому, определяя в старых материалах соотношение радиоактивного С14 и стабильных С12 и С13 изотопов, можно приблизительно подсчитать, как много атомов С14 успело распасться к настоящему времени. После этого можно получить примерную дату появления данного образца на свет.

В Оксфорде нашли, что ткань была сделана в 1200±30 годах, в Цюрихе пришли к дате 1274±24 годы, а в Тусоне сообщили, что ткань Плащаницы сделана в 1304±31 годах. Эти данные, как казалось, полностью исключили возможность, что на Плащанице отпечатано тело Иисуса Христа. Это более поздняя подделка, заявили (не без вздоха облегчения) многие атеисты.

Однако год за годом стали просачиваться сведения, что с предоставленными ученым образцами ткани, возможно, произошла ошибка и что эти образцы не представляют собой аутентичные участки самой Плащаницы. Многие уже в 1988 году обратили внимание на то, что вместо образцов основной ткани в лаборатории физиков были переданы кусочки, вырезанные из боковой полосы, пришитой к Плащанице позже, и к тому же из участка, где ткань была наиболее повреждена и запачкана более поздней грязью. Наконец, 19 августа 2002 года на американском телевизионном канале «Discovery» было передано сообщение, что в обстановке секретности были снова изучены 30 небольших участков Плащаницы, на которые сестрами-монахинями в 1534 году были нашиты треугольные заплатки, прикрывшие места, прожженные при тогдашнем пожаре. Новый анализ якобы показал, что 60% волокон в образцах, использованных в 1988 году, были вплетены монахинями в XVI веке в ткань I века. Именно поэтому наличие лишь 40% волокон I века сместило датировку в сторону XII–XIV веков.

Но дело не в одной лишь возможной ошибке в выборе участка ткани для радиоуглеродного анализа. Были выдвинуты также гипотезы относительно ошибок самого радиоуглеродного метода, неминуемых при работе с такими объектами, как бумага, ткань или растительные остатки. При трактовке результатов радиоуглеродного анализа надо быть уверенным, что современные материалы никогда не входили в соприкосновение с датируемым образцом, так как допустимо искусственное обогащение образца современным углеродом, в котором атомов С14 гораздо больше, чем в старых образцах. На этом и основаны утверждения критиков вывода о позднейшем возрасте Плащаницы: на протяжении веков она не просто соприкасалась с более поздними тканями — много веков она покоится на шелковой подкладке, в ларце, выложенном бархатом, и т. п.

Другая гипотеза основана на фактах многократного пребывания Плащаницы в горящих соборах, когда ее чудом спасали и когда ларцы, в которых ее хранили, оплавлялись от жары и расплавленное серебро прожигало ткань. При таких ожогах неминуем процесс химического изменения ткани, и атомы с более «молодым» углеродом (несущим большее количество атомов изотопа С14) могли исказить атомный состав молекул целлюлозы.

Еще одна гипотеза (даже группа гипотез) объясняет ошибку радиоуглеродной датировки тем, что в течение веков даже при нормальных условиях происходит непременный обмен атомов углерода образца с атомами из окружающей среды прямо из воздуха, причем условия хранения могут сильно влиять на процессы атомообмена. И непонятно, почему физики даже не упомянули о возможности «омоложения» ткани изотопами углерода.



Другие статьи автора: Сойфер Валерий

Архив журнала
№1, 2017№2, 2015№1, 2015№1, 2016№1, 2013№152, 2013№151, 2012№150, 2011№149, 2011№148, 2011№147, 2011№146, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба