Журнальный клуб Интелрос » Континент » №147, 2011
В июле 1992 года вышел 72-й номер “Континента” — первый, подписанный его новым главным редактором Игорем Виноградовым. Создатель “Континента”, писатель Владимир Максимов, просил его возглавить журнал, когда пришел к убеждению, что после падения в России коммунистического режима основанный им в 1974 году в Париже самый крупный и авторитетный эмигрантский орган вольного русского слова может и должен обрести свою новую жизнь в новой России.
Так начался следующий, московский, период существования “Континента”, который длится вот уже двадцать лет — даже чуть уже больше, чем семнадцатилетний парижский.
За эти двадцать лет страна прошла очень большой, сложный и очень неоднозначный путь. Все эти годы, следуя традициям “старого” “Континента”, редакция “нового”, московского, видела смысл своей работы в том, чтобы быть вместе со страною в ее бедах, надеждах и ожиданиях, помогая по мере сил своих интеллектуальной и творческой элите России адекватно видеть и оценивать те изменения, что происходили в духовной, культурной и социально-политической жизни страны по мере развертывания и продолжения тех политических и экономических преобразований, которые стартовали в том же 1992-м году.
Сегодня страна пытается осмыслить плоды этих преобразований и подвести итоги пройденному ею за эти двадцать лет пути.
Естественно, что такая же потребность отдать себе и нашим читателям отчет в той работе, которая была проделана за этот период и “Континентом”, возникла и у редакции журнала. И именно поэтому у нас и родилась та мысль, осуществление которой, как это и было объявлено в подписных каталогах, мы начинаем с этого номера, — четыре очередных книжки журнала за 2011 год (№№ 147 – 150) выпустить в формате четырех томов Избранного “Континента” за 1992 – 2011 годы.
Замысел этот, с одобрением встреченный многими близкими журналу и очень уважаемыми нами людьми, оправдан для нас двумя следующими главными соображениями.
Во-первых, за протекшие двадцать лет возрастной состав наших читателей не мог не измениться. И многие из тех более молодых людей, которые стали читать “Континент” в последние годы, вряд ли имеют представление о том, что печаталось в нем раньше. Между тем, на наш взгляд, в журнале и в прежние годы было опубликовано немало текстов, принципиальных для понимания позиции журнала и до сего дня не утративших своей актуальности. Формат Избранного позволяет познакомить с ними и нынешнего читателя.
Во-вторых, “Континент” принадлежит к журналам того типа, которые в старину называли журналами с направлением. У нас есть свои достаточно определенные и четкие предпочтения в подходе к важнейшим проблемам современности — будь то политика или религия, социология или эстетика. И все это, надеемся, так или иначе всегда выражало себя в характере и подборе публикуемых нами материалов.
Но вся цельность и полнота позиций журнала, его направления, может быть представлена более или менее адекватно лишь всей совокупностью — или по, крайней мере, основной частью — материалов, которыми он откликался на эти проблемы. А нам хотелось бы обозначить сегодня и наше верую, и наше кредо, и наш взгляд на современную Россию и мир именно так — объемно, целостно и компактно. И как раз такую возможность и дает нам формат Избранного.
Эти задачи и определили собою как принципы отбора текстов для Избранного, так и композицию представляемого четырехтомника.
Понятно, что сам формат Избранного предполагает размещение в его рамках прежде всего тех материалов, которые можно отнести к наиболее заметным, ярким и характерным для журнала. Естественно, что это принцип отбора публикаций для четырехтомника и был определяющим.
Но — не единственно определяющим. Мы не хотели бы сделать наше Избранное просто сборником текстов, которые считаем лучшими. Мы ставили перед собою задачу создать книгу для чтения, репрезентативно содержащую цельную мировоззренческую картину выступлений журнала по основным религиозно-философским, историософским, этическим, эстетическим, культурологическим, экономическим и социально-политическим проблемам современности.
Понятно, что мы не могли ставить перед собой задачу (в виду ее неразрешимости) включить в четырехтомник антологию избранных стихов и прозы, впервые опубликованных в “Континенте”. Мы посчитали целесообразным сосредоточились на его интеллектуальных рубриках.
Представляемый материал разделен на четыре основные тематические группы.
Том, который держит в руках читатель, посвящен проблемам современной России и обнимает четвертьвековой период — с начала Перестройки и до сего дня. Тексты, представленные в нем, сгруппированы в три раздела. Первый посвящен эволюции постсоветской России, второй — проблемам постсоветских государств и отношениям нашей страны с миром. Третий раздел представляет собою попытку подвести некоторые итоги двадцатилетия реформ.
Второй том сосредоточен на культурологии и историософии. В третий войдут материалы, публиковавшиеся в рубриках “Гнозис” и “Религия”. В четвертом будут представлены статьи из рубрик “Литература и время”, “Искусство”, “Прочтение”. Кроме того каждый том Избранного будет сопровождаться приложением, содержащим текущие материалы, а именно: БСК (библиографическая служба “Континента”), наши традиционные обзоры важнейших сетевых и бумажных публикаций по тем или иным тематическим направлениям, плюс один-два наиболее интересных материала из актуального журнального “портфеля”.
Все тексты даются в сокращении1 , это своего рода дайджест. К сожалению, и в этом формате затеянный нами четырехтомник не в состоянии вместить все значимые и принципиальные для нас материалы. Тем не менее мы надеемся, что издание это будет интересно и полезно нашим читателям.
1 Для удобства восприятия текстов знаком […] мы показываем только наиболее значительные из сделанных нами купюр.