ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №1, 2017

Иван Гаврюшин
Геологические объекты как искусство самой природы
Просмотров: 196

Аннотация. Статья посвящена общим вопросам изучения восприятия и воздействия природных геологических объектов. Геологические объекты рассматриваются через призму художественно-философского восприятия природного наследия. Автор стремится описать особенности восприятия объектов геологии в живописи и природе, полученные в ходе личного наблюдения.


Ключевые слова: культурология, природные объекты в искусстве, восприятие геологических объектов, телеология, изодокументалистика


Гаврюшин Иван Николаевич,
специалист,
Государственный геологический музей
им. В.И. Вернадского РАН (Москва).

Причудливые переходы в формах окаменелых и живых морских животных и растений: кораллов, раковин моллюсков, морских звёзд, водорослей — создают у наблюдателя ощущение, будто сама природа экспериментирует с художественными техниками, цветами и линиями, их сочетаниями.   

Изучая природные кристаллы, их строение и геометрию, мы сознаем, что природа способна к совершенно разным способам самовыражения, порой, достаточно противоречивым для нашего понимания.
 

Во всем спектре геологических объектов мы наблюдаем удивительное разнообразие форм и цветов: от практически идеальной геометрии до полной хаотичности, тоже самое характерно и для цветовых сочетаний. Среди творений природы нам встречаются и предметы с одним цветом, и со множеством цветовых переходов. Жёсткая геометрия выражена в основном кристаллами разных твердых пород.

Читая биографии многих прославленных художников, мы обычно не обращаем внимание, а удерживаем где-то в подсознании очень странную и невероятно простую вещь: своё вдохновение мастера чаще всего черпают в натуре, живой природе, нежели в чужом искусстве; второе чаще востребовано в период изучения основ техники и классических художественных сюжетов. Порой кажется, что в большей степени преуспевают в оригинальности те художники, которые чаще работают на пленерах, художники, которые подсматривают у природы, а не в мастерских именитых живописцев. Поэтому, мы в праве предположить, что чрезмерное воздействие искусства на молодого художника приводит к искусственности и его собственного творчества.

Существует также наблюдение, что и природа способна подражать искусству. Однажды во время прогулки мой отец посмотрел на небо и сказал «прямо акварель» и добавил «будто сама природа черпает у художников». Занимательно, что примерно год назад на том же самом месте один из моих знакомых, взглянув на облака, воскликнул «словно нарисованные». Мы не можем доподлинно знать подражает ли природа живописцам, но мы достаточно уверенно можем говорить о том, что природе свойственно подражание. 

Человек, как продукт природы, её дитя, должен, вероятно, наследовать это свойство. Но сказать, что все свойства человека свойственны и природе — слишком самоуверенно, так как для нашего сознания существуют явления, которые мы считаем противоестественными, следовательно, мы часто называем их противными природе или противоположными природе. Однако разработка этого вопроса лежит, скорее, в сфере религии и этики, а предмет настоящих наблюдений больше находится в плоскости рассмотрения форм природных геологических объектов. Природных, потому что под геологическими объектами мы можем подразумевать и предметы искусственного происхождения. 

Изучение произведений самой природы может представлять большую ценность для наших философских воззрений, может быть, даже для пересмотра отношений человека к природе, или лучше сказать отношений с природой. Изучение такой относительно узкой темы, как геологические объекты, в русле искусствознания, способно привести к необходимости трансформации наших взглядов на окружающую среду. Строго материалистическое описание мира и материалистическая парадигма науки приучили нас к мысли о том, что геологический объект — это лишь неживой материал, призванный служить человеку, его произвольным желаниям и повседневным потребностям. Однако мы знаем, что в древности у совершенно разных народов и в совершенно разные эпохи было иное отношение к окружающему миру. Отголоски этого отношения и сейчас можно легко найти в произведениях высокой поэзии и прозаической литературе, а культ камней в разной степени был и продолжает существовать в разных уголках планеты. В мире можно встретить множество людей, которые верят в целительную силу минералов, однако никто точно не определяет, в чем заключается эта сила.

Особенный интерес представляет эстетическое восприятие форм геологических объектов, а также изучение их типов и видов.

Занимательно проследить возникающие ассоциации с теми или иными предметами и их связи с произведениями искусства, созданными рукой человека. Для внимания исследователя важное значение имеет и влияние произведений природы на наше сознание. Можно попробовать провести параллели, например, по способу воздействия на нас различных минералов с искусством созданным людьми — профессиональными и непрофессиональными художниками. Вероятнее всего, сравнение имеет смысл проводить с живописью, как наиболее разнообразному по своим жанрам виду искусства.

Из общеизвестного и личного опыта наблюдений сочетание реальных природных каменных образований, например вулканического происхождения, с определенным ландшафтом, например покрытым растительностью, особенно рядом с водоемами, оказывается особенно действенным для регулирования психофизических состояний. Однако известно, что и процесс рассматривания хорошей фотографии или живописной работы с тем же сюжетом способен помочь человеку в регулировании его настроения и общего самочувствия. Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод, что геологические объекты, их формы, цвет, сочетания с другими предметами, в пространстве реального мира или перенесенные на произведения искусства, играют не последнюю роль в арт-терапии. В этой связи художественные произведения и живая традиция живописи в России и мире являются крайне важным звеном в популяризации сохранения природного наследия и рационального природопользования.

Нельзя, вероятно, обойти стороной тему геологических объектов в живописи и графике, ибо камни, например, занимают очень большое место в мировом художественном творчестве. В некоторых художественных сюжетах камни часто становятся участниками событий и занимают важную роль в сюжете; например, в картине Васнецова «Витязь на распутье» серые валуны, разбросанные в поле, занимают одно из центральных мест. Давид Микеланджело держит в левой руке камень, который через мгновение станет залогом его спасения и победы. Вероятно, нам стоит больше обращать внимание и на то, как разнообразно художники рисуют и пишут камни и ландшафт, приближаясь и отдаляясь от натурализма или фотографичности, сохраняя при этом в разной степени сходство с физическими оригиналами. 

В Государственном геологическом музее имени Н.И.Вернадского в Москве на втором этаже экспозиции находится акварель Павлова, выполненная в Англии. На ней изображен срез холма, демонстрирующий линии слоев и их цветовую гамму. С определенного расстояния линии, выполненные рукой ученого, имеют фотографическую точность и лишь ограничения в спектре цветов и светотени выдают в работе её художественное происхождение. 

Близость между созданным природой и созданным человеком при использовании разных методов и техник будто намекает нам на тайную связь человека и природы — изображающего и изображаемого. Наблюдая за работой молодой художницы, мы любуемся ею как природным созданием, а она сама тем временем любуется природой и собственной работой, которая — суть отражение природного, так замыкается умозрительный круг — природа рисует человека, а человек рисует природу. 

Большие пятна камней или их вкрапления на картинках, написанных маслом, сильно бросаются в глаза при определенной технике светотени. Изображения предметов геологии интересны тем, что метод их написания позволяет использовать различные соотношения геометрических черт в контуре без боязни нарушить какой-нибудь художественный канон, так как камень в природе может быть совершенно любой формы и иметь любое соотношению прямых (или кажущихся нам с определенного расстояния прямыми) и изогнутых линий. Тоже самое можно сказать и о цвете, с той лишь разницей, что играть с цветом определенных пород камней художник может благодаря уровню наблюдаемой освещенности. Если он изображает гранит в дневном свете, то выбора сочетаний цветов, вероятно, у него все же меньше, нежели при написании форм этого гранита. Но в любом случае и формы, и цвета камней будут зависеть от жанрового направления художественный мысли живописца, а также индивидуальных особенностей его восприятия и техники.

Каким бы ни был жанр художника — пейзажиста, какой бы отдаленной от реализма ни была его работа, мы легко угадываем сходство с реальными панорамами, только художник не скрывает от нас техники в момент творения, а природа лишь показывает нам результат, а множественные ее методы и побуждающие мотивы для нас — тайна. О человеке художнике и природе-художнике можно, вероятно, сказать, что они пользуются близкими методами, которые выражаются в сочетании спонтанности и идейной строгости, в смысле точности воспроизведения задуманного образа на материале.

 


ЛИТЕРАТУРА


[1] Полярный архив. Т. 1. Труды Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) под общ. Ред. П.В. Боярского // Рос. НИИ культур. и природ. наследия им. Д.С. Лихачева. – М., 2003.

[2] Ферсман А.Е.. Занимательная минералогия. – Л., 1939.

[3] Борисов А.А. У самоедов. В стране холода и смерти : Репринт. изд. – М. : Paulsen, 2013. – 330 С.

[4] Константин Коровин вспоминает… // Сост,, авторы вступ. статьи и комментариев И.С.Зильберштейн и В.А.Самков. – М. : Изобр. искусство, 1990.

[5] Волошин М.А. Очерки и статьи, опубликованные в 1917-1927 / Ин-т рус. лит. РАН; сост. А.В.Лаврова. – 756 с.

© Гаврюшин И.Н., 2017.

Статья поступила в редакцию 08.02.2017.





Другие статьи автора: Гаврюшин Иван

Архив журнала
№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Журналы клуба