Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №1, 2017

Владимир Чернявский, Кирилл Рыбак
Картины из собрания С.Н.Рериха в фондах Государственного музея Востока: история формирования коллекции

Аннотация. Статья посвящена истории формирования коллекции картин Рерихов в Государственном музее Востока, атрибуции, изучении и популяризации этих картин.


Ключевые слова: Советский фонд Рерихов, Государственный музей Востока, культурные ценности, С.Н.Рерих, Н.К.Рерих.


Чернявский Владимир Евгеньевич,
искусствовед, 
член правления Благотворительного фонда сохранения
и развития культурных ценностей «Дельфис» (Москва),

e-mail: chvlad74@yandex.ru

Рыбак Кирилл Евгеньевич, 
доктор культурологии,
советник министра, Министерство культуры РФ (Москва),
e-mail: rybak@mkrf.ru

Введение

На сегодняшний день Россия, наряду с США, Индией и Болгарией обладает крупнейшими музейными собраниями картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Среди основных хранителей рериховких коллекций – Государственный русский музей (Санкт-Петербург), музей Н.К.Рериха при Международном центре Рерихов (Москва), Государственный музей Востока (Москва), Новосибирская картинная галерея (Новосибирск), Государственная Третьяковская галерея (Москва) и Нижегородская картинная галерея (Нижний Новгород) [1].

Формирование рериховской коллекции Государственного музея Востока (далее – Музей Востока или ГМВ) происходило в несколько этапов. 

Первое значимое поступление картин Н.К.Рериха произошло в ноябре 1976 года, когда американская гражданка Кэтрин Кэмпбэлл, являвшаяся близким другом семьи Рерихов, передала в дар музею коллекцию из 108 картин художника [2]. 

Дар был не случаен, т.к. Музей Востока в СССР был наиболее активным московским музеем, занимающийся искусством Рерихов. В 1960 году Музей Востока стал временным хранителем картин первой в СССР выставки картин С.Н.Рериха, прошедшей в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сотрудники музея так же занимались подготовкой к печати каталога данной выставки. В мае 1960 года музей дважды посещает С.Н.Рерих во время своего визита в СССР, а в октябре 1964 года к 90-летнему юбилею Н.К.Рериха музей открыл свою первую выставку картин Рериха в составе 150 произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного русского музея, музея им. А.А.Бахрушина и собраний частных коллекционеров. Вторая выставка картин Н.К.Рериха была открыта музеем в январе 1969 года и экспонировала 103 картины из Государственной Третьяковской галереи, музея им. А.А.Бахрушина, музея МХАТ и частных коллекций. Выставка широко освещались в прессе и по телевидению, была организована экскурсионная работа, а также выставка книг Н.К.Рериха. Третья выставка картин Н.К. Рериха была открыта в музее в феврале 1973 года в связи с предстоящим 100-летним юбилеем Н.К.Рериха. На выставке было представлено 150 картин художника из коллекций Риги, Ленинграда (ГРМ, ГЭ), Москвы (ГТГ, Театрального музея им. Бахрушина, музея МХАТа), Алма-Аты, Ашхабада, частных собраний. За время экспонирования выставку посетило 88800 человек, было проведено 530 экскурсий, проводились лекции и консультации. 25 апреля в музее был проведен специальный вечер, посвященный творчеству Н.К.Рериха. 

Получив в дар коллекцию, музей в 1977 году проводит выставку «Произведения Н.К.Рериха и памятники искусства стран Востока из его собрания». По окончании выставки некоторые картины Н.К.Рериха и произведения восточного искусства, принадлежавшие семье Рерихов, остаются в постоянной экспозиции музея.

Второй этап формирования рериховской коллекции музея относится к октябрю 1978 года, когда К.Кэмпбэлл передала в дар музею дополнительно 22 картины Н.К.Рериха, 16 картин и эскизов С.Н.Рериха, библиотеку периодических прижизненных изданий о Н.К.Рерихе, а также архив подлинных документов по наследию семьи Рерихов. После этого рериховская коллекция музея составила 130 картин Н.К.Рериха и 16 картин С.Н.Рериха.

На основе второго дара музей подготовил временную выставку «Новые поступления 1978 года». А в январе же 1979 года был подписан приказ по музею о создании специального «открытого хранения» коллекции К.Кэмпбэлл. Экспозиция была открыта в июне 1979 года, а к концу года получила именование «Мемориального кабинета Н.К.Рериха». Таким образом, в СССР было создано первое учреждение, носившее имя Н.К.Рериха [3]. 

Позже, в 1984 году, на базе кабинета будет создана Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха под председательством С.Н.Рериха [4]. В комиссию войдут видные рериховеды и специалисты по Востоку [5]. 10 мая 1987 года на заседании Комиссии в Музее Востока с участием С.Н.Рериха была обсуждена и одобрена концепция создания в СССР музея Н.К.Рериха. 17 февраля 1990 года на базе кабинета создано Московское Рериховское общество под председательством художника Б.А.Смирнова-Русецкого [6]. В конце 80-х музей пополняет рериховскую коллекцию, выкупая ряд картин и эскизов у частных коллекционеров - «Волки», «Головы лошадей», «Стяпуха», «Половецкий стан», «Могила великанова», «Идолы».

2 октября 1989 года состоялась учредительная конференция всесоюзной самоуправляемой общественной организации «Советский Фонд Рерихов», одна из целей которой была «передача советскому народу» наследия семьи Рерихов [7]. Музей Востока вошел в состав учредителей организации [8]. 

Картины из собрания С.Н.Рериха. Прибытие в СССР

Третий этап формирования рериховской коллекции Музея Востока непосредственно связан с прибытием из Болгарии картин собрания С.Н.Рериха. В 1977 году в Болгарии стартовала масштабная программа популяризации искусства семьи Рерихов, включающая публикации в прессе, выпуск книг переводов произведений Рерихов и книг о них, культурные мероприятий, а также выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов. В ходе мероприятий, в которых принимали участие и советская делегация (от Музея Востока было представлено пять картин), была достигнута договоренность об экспонировании выставки в СССР [9].

Картины прибыли из Болгарии в Ленинград 2 ноября 1978 года и поступили в Государственный Русский музей (ГРМ) по акту от 2 ноября 1978 года №4193. Акт имел несколько особенностей. Согласно акту, в СССР прибыло 296 картины (132 – Н.К.Рериха и 164 – С.Н.Рериха). Из акта следовало, что к отправке предполагалось 300 картин, но четыре картины С.Н.Рериха («Хижины» №102, «Поля» №163, «Работа ночью» №167 и «Над тропой» №168) не были доставлены в СССР.

При этом три картины Н.К.Рериха («Снежная дева» [10] №1, «Александр Невский» №7, «Рассказ Шамбхаллы» [11] №8) также не прибыли из Болгарии, но были заменены на три другие картины Н.К.Рериха («Холм Тары», «О, Грядущий» и «Серафим» [12]). Акт так же содержал пункт о том, что 14 картин подлежат возврату в Болгарию (С.Н.Рериха: «Иаков и Ангел» №24, «Утро Канченджанги» №29, «Профессор Н.К.Рерих» №41, «Закат» №142; Н.К.Рериха: «Тибет» №37, «Гималаи» №66, «Закат Солнца» №67, «Тангла» №83, «Гималаи» №104, «Гора Эверест» №107, «Гималаи» №114, «Холм Тары», «О, Грядущий» и «Серафим»). Нумерация акта велась согласно приложенного к акту поящечного списка картин на английском языке из 300 позиций, включавшего, в том числе не прибывшие и замененные картины. Изменения и исправления, сделанные в списке, описывались в примечании на второй странице акта. На основании акта был так же составлен поящечный список на русском языке, однако нумерация в данном акте сбилась относительно английского списка.

На копии списка на английском языке, хранящейся в Русском музее, есть рукописные пометки. В частности, в списке картин Н.К.Рериха звездочками выделены не прибывшие картины «Снежная дева» №1), «Александр Невский» (№7), «Рассказ Шамбхаллы» (№8) и в рукописной сноске дано примечание: «№1,7,8 loaned by Mr. H.Kejerival», а в списке картин С.Н.Рериха звездочками отмечены картины «Работа ночью» (№167) и «Над тропой» (№168), которые также не поступили в СССР. В этом документе имеется сноска: «№167 & 168 loaned by Mr. H.Kejerival».

Изменения в этом списке стали причиной многочисленных споров и публикаций в прессе, однако можно довольно точно установить причины сделанных изменений.

«Mr. H.Kejerival», упомянутый в списке – это Хари Кешур Шри Кеджривал, меценат и коллекционер. Встреча Х.К.Кеджривала с С.Н.Рерихом произошла в 1971 году [13]. Как вспоминает сам Х.К.Кеджривал: «Мы стали [с С.Н.Рерихом] близкими друзьями, и мне посчастливилось приобрести у него некоторые из его прекрасных произведений, так же как и несколько картин его всемирно известного отца, Николая Рериха». Дружба переросла в деятельное сотрудничество, плодом которого стало создание Художественного центра-галереи «Карнатка Читракала Паришатх» [14], хранящего уникальные художественные коллекции индийского искусства, а также и картины отца и сына Рерихов. Как вспоминает Х.К.Кеджривал: «Однажды доктор Рерих встретил меня и сказал, что Бангалор должен иметь художественный музей и институт международного уровня. <…> На следующий день я вернулся и сказал, что смогу выделить пять лакхов рупий от Фонда имени Х.К.Кеджривала». Для поддержки работы галереи был образован Фонд «Читракала Паришат», членами-основателями которого стали в том числе С.Н.Рерих и Х.К.Кеджривал. Здание галереи было построено за несколько лет и в основу ее экспозиции вошли семейные коллекции искусства Х.К.Кеджривала, а с 1990 года и 117 картин отца и сына Рерихов, подаренных галерее С.Н.Рерихом. Со дня создания центра как С.Н.Рерих, так и Х.К.Кеджривал были его активными членами. По свидетельству генерального секретаря центра, Нанджунды Рао: «Святослав Рерих не пропускал ни одного мероприятия, ни одного заседания правления Читракала Паришатх» [15].

По словам Х.К.Кеджривала, ему посчастливилось приобрести у С.Н.Рериха некоторые его картины и картины его отца. Согласно современным исследованиям [16], в состав коллекции картин Х.К.Кеджривала входит не менее 11 работ Н.К.Рериха и не менее 3 картин С.Н.Рериха. Среди них – как раз те картины, которые не попали на выставку в СССР в 1978 году и помеченные как «loaned by Mr. H.Kejerival»: картины Н.К.Рериха – «Снежная дева», «Александр Невский», «Рассказ Шамбхаллы»; картины С.Н.Рериха – «Работа ночью», «Над тропой». 

Данные картины в составе коллекции Х.К.Кеджривала экспонировались в галерее Карнатка Читракала Паришатх и в 1997 году были опубликованы в составе альбома галереи [17]. Их присутствие в галерее засвидетельствовано российскими и болгарскими исследователями творчества Рерихов, а изображения вошли в российские каталоги картин Рерихов [18]. Так же картины попали в кадры фильма «Младший сын. С.Рерих» (режиссер Л.Тележко, 2000). В ходе фильма Х.К.Кеджривал повествует о дружбе с С.Н.Рерихом и о своём собрании картин С.Н.Рериха [19]. Сам С.Н.Рерих, регулярно бывавший в галерее, безусловно, любовался этими картинами.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что причина, по которой пять картин не были доставлены в СССР – это их продажа коллекционеру Х.К.Кеджривалу. Нет никаких фактических свидетельств, что картины прибыли позже или экспонировались на выставках в СССР. В архивах не выявлено дополнительных актов поступления или замены картин.

Причина, по которой 14 картин должны были вернуться в Болгарию - так же понятна. В ходе болгарской выставки 22 мая 1978 года С.Н.Рерих подарил 11 своих работ Болгарии, о чем есть соответствующие документальные свидетельства [20]. Согласно каталогу болгарской выставки, кроме картин из коллекции С.Н.Рериха в выставке участвовали и семь картин из собрания К.Кэмпбелл. Из этих семи три картины Н.К.Рериха также были преподнесены в дар Болгарии [21]. Не случайно при экспонировании в СССР выставка имела подзаголовок: «… из музеев Индии, Народной Республики Болгария и собрания С.Н.Рериха». Все 14 подаренных картин по сей день демонстрируются на выставках Национальной галереи иностранного искусства в Софии, а десять картин Н.К.Рериха, включая «Холм Тары», «О, Грядущий» и «Терафим», внесены в официальный каталог картин Н.К.Рериха, изданный галерей [22].

Что касается картины С.Н.Рериха «Хижины» («Huts. Our Countryside»), то на сейчас она находится в коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке, куда была передана К.Кэмпбелл. Очевидно, что она не попала в СССР в виду того, что так же перешла в собственность этого владельца (в болгарском каталоге выставки собственники картин С.Н.Рериха не указаны). Остается не выясненной судьба эскиза «Поля» (или «Осенние поля»).

Картины из собрания С.Н.Рериха. 
Выставочный тур и перевод на постоянное хранение в Музей Востока


После прибытия в 1978 году в СССР коллекции С.Н.Рериха начался 15-летний этап масштабных выставочных туров картин Рерихов по городам страны. После выставки в Русском музее, которая прошла с 10 ноября 1978 года по январь 1979 года, выставка 23 января 1979 года была передана в Одесский художественный музей. Согласно акту ГРМ №3462 в Одессу были переданы те же 296 картин, что поступили в Ленинград. Акт имел примечание о том, что четыре картины не поступили, а три были заменены. Также акт сопровождался списком картин на русском языке, в конце которого так же был сделано примечание о том, что четыре картины не поступили.

В Одесском художественном музее выставка открылась 4 января 1979 года и продлилась до 27 января 1979 года. Согласно акту Одесского музея от 16 февраля 1979 года №95 296 картин были переданы в художественный музей г. Вильнюса. В Вильнюсе выставка закончила работу 18 марта 1979 года. После чего картины были переданы во Львов, где в апреле 1979 года выставка прошла в стенах Львовской картинной галереи. Согласно акту Львовской галереи от 6 мая 1979 года №3 296 картин было передано в Киевский музей русского искусства, где выставка прошла в мае-июне 1979 года. Акт передачи картин из Львова в Киев имел в приложении список 300 картин и примечание о том, что 4 картины не поступили [23]. Согласно акту от 14 июня 1979 года №ОВ8 из Киева 296 картин были переданы на выставку в Академию художеств СССР. В Академии художеств выставка открылась 20 июня 1979 года под названием, согласно пригласительному билету: «Выставка произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха из музеев Индии, Народной Республики Болгария и собрания С.Н.Рериха» [24].

После выставки, согласно приказа Министерства культуры СССР от 13 августа 1979 года №664 [25] 282 картины коллекции передаются на экспонирование в Государственный музей Белорусской СССР (поступая под управление ВХПО им. Е.В.Вучетича), а 14 картин возвращаются в Болгарию. В архивах сохранилась фотофиксация данной выставки [26], на которой присутствуют большинство болгарских картин, включая картины, прибывшие на замену («Терафим», «О, Грядущий», «Холм Тары»), что свидетельствует о том, что в ходе выставочного тура никаких замен картин не производилось. Данный факт подтверждается и текстом приказа Министерства культуры СССР №664, в котором отмечено, что «после окончания экспонирования выставки [картины] переданы по акту болгарской стороне – 14 произведений, указанных в актах приема экспонатов от НРБ».

После выставки в Академии художеств коллекция продолжает маршрут по городам Советского Союза. До 1984 года картины коллекции экспонируются в музеях Минска [27], Алма-Аты, Фрунзе, Ташкента, Куйбышева, Горького, Перми [28], Харькова [29], Ростова-на-Дону, Волгограда, Петрозаводска [30], Архангельска [31], Новосибирска, Барнаула, Томска, Омска и Павлодара.

27 декабря 1980 года в Музее Востока открылась очередная выставка картин Н.К.Рериха, которая включала произведения Н.К. и С.Н. Рерихов разных лет, а также произведения прикладного искусства. Для выставки в декабре 1980 года 91 картина коллекции С.Н.Рериха передается в музей (Акт ВХПО от 16 декабря 1980 года №5443). Приказ Министерства культуры ССССР от 15 декабря 1980 года №147, распоряжение от 8 декабря 1980 года №9503-03/15-44 [32]). По окончании выставки 29 картин Н.К.Рериха из коллекции С.Н.Рериха остаются на экспонировании в музее (Акт от 19 января 1981 года №4), а остальные 62 картины возвращаются на хранение и дальнейшее экспонирование в ВХПО им. Е.В.Вучетича (Акт от 17 марта 1981 года №7, Акт ГМВ-ВХПО от 17 марта 1981 года №5753).

Затем в сентябре 1982 года Музей Востока проводит еще одну масштабную выставку «Произведения искусства Востока из коллекции Юрия Рериха», приурочив ее к 80-летию Ю.Н.Рериха. По приглашению Министерства культуры СССР в страну приехал С.Н.Рерих, который посетил данную выставку.

В августе 1984 года Мемориальный кабинет Н.К.Рериха был открыт в новом здании Музея Востока [33], в октябре – начала работать постоянная экспозиция произведений Н.К.Рериха, состоящая из 166 экспонатов [34].

23 октября этого же года в Музее Востока открывается самая большая, из проходивших в СССР, выставка картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, посвященная 110-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летию С.Н.Рериха. Выставка собрала 505 картин [35] из государственных музеев [36] и частных коллекций. Выставка проходила в 22 залах нового здания музея. В состав выставки также вошли и 282 картины из коллекции С.Н.Рериха – к 29 картинам, хранящимся в музее, добавились 253 картины (Акт ВХПО им. Е.В.Вучетича от 2 октября 1984 года №6919, Акт ГМВ от 15 ноября 1984 года №210, Акт ГМВ от 28 марта 1985 года №35).

Выставка продлилась до весны 1986 года. По окончании выставки 282 картины из коллекции С.Н.Рериха остались на хранении в музее. Таким образом, в музее на временном хранении оказываются все 282 картины Рерихов из собрания С.Н.Рериха (122 произведения Н.К.Рериха и 160 произведений С.Н.Рериха), поступившие в СССР в 1978 году – за вычетом 14 картин, возвращенных в Болгарию.

В конце 1986 года 162 картины Рерихов, из числа переданных в Музей Востока, выставляются на выставке «Н.К.Рерих – С.Н.Рерих» в Майкопе, Краснодаре, Иркутске, Сочи и Калининграде [37]. В конце июня 1988 года музей проводит выставку из 40 картин Н.К. и С.Н. Рериха в городе Елизово (Камчатка). 

12 мая 1989 года в Музее Востока после реэкспозиции была открыта новая постоянно действующая выставка «Художественное наследие Н.К.Рериха».

30 мая 1989 был издан приказ заместителя Министра культуры СССР №234 «О мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К. и С.Н. Рерихов (коллекция С.Н.Рериха)», предусматривающий передачу из ВХПО им. Е.В.Вучетича в Музей Востока 282 картины из коллекции С.Н.Рериха на временное хранение [38]. Согласно распоряжению по музею от 2 июня 1989 года, заведующей лабораторией по изучению наследия Н.К.Рериха в Музее Востока О.В.Румянцевой поручалось «принять от ВХПО им. Вучетича на временное материально-ответственное хранение 282 картины Н.К.Рериха и 53 рамы после осмотра экспонатов, созданной по приказу МК СССР комиссией». Картины были переданы 27 июня в составе 122 произведения Н.К.Рериха и 160 произведений С.Н.Рериха (Акт ВХПО–ГМВ от 27 июня 1989 года №163).

Приказом директора Музея Востока от 25 февраля 1993 года №13 (на основании решения Экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК) от 19 февраля 1993 года) 282 картины были переведены в музей на постоянное хранение [39]. Перевод в постоянное хранение был оформлен актом от 12 марта 1993 года №54, что означало так же включение коллекции в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (подтверждено приказом Минкультуры России от 13 сентября 1999 года №638).

Завещательное распоряжение С.Н.Рериха

19 марта 1990 года С.Н.Рериха визирует завещательное распоряжение (документ озаглавлен «Архивы и наследие Рериха Советскому Фонду Рерихов в Москве») о передаче Советскому фонду Рерихов (СФР) части наследия семьи Рерихов, находящегося в Индии, включая: архив (633 позиции – папки и коробки с материалами), библиотеку (318 позиций), 434 картин и этюдов Н.К.Рериха, личные вещи Рерихов (57 позиции) [40]. Также документ предусматривал передачу Советскому фонду Рерихов коллекции, ввезенной в 1978 году в СССР. В 1991 году Советскому Фонду Рерихов были переданы «важные вещи» согласно приложениям к завещательному распоряжению. Следует отметить, что Международный Центр Рерихов (МЦР), безосновательно считая себя правопреемником СФР, пытался через суд легализировать свои права на наследие С.Н.Рериха, переданное им Советскому фонду Рерихов и истребовать упомянутые выше 282 картины (по мнению МЦР их должно было быть 288) из коллекции Музея Востока, однако ему в этом было отказано [41].

Завещательное распоряжение имеет ряд особенностей, которые приводят к многочисленным спорам и публикациям в прессе. Основная проблема состоит в том, что в тексте документа фонду передается 288 картин коллекции (125 картин Н.К.Рериха и 163 картины С.Н.Рериха), тогда как de facto коллекция, ввезенная в СССР, состояла из 282 картин (без учета 14 работ, возвращенных Болгарии).

Нам не известны все обстоятельства составления этого документа, однако некоторые моменты можно прояснить.

В приложении №4 к этому документу указано 163 позиции, но при этом перечислено 162 картины С.Н.Рериха, поскольку один номер (№43) в списке оказался пропущенным – после картины №42 «Pandit Moru Ram» следует №44 «Karma Dorge» [42]. В Приложении №5 указано 125 картин Н.К.Рериха. Соответственно, общее число картин должно быть – 287 (162+125). Заметим, что в самом документе число «287» вручную исправлено на «288». По-видимому, составитель документа не заметил ошибки в списках и был вынужден от руки исправить ранее посчитанное количество работ. На что указывает и черновик документа, хранящийся в РГАЛИ [43], где стоит число «287», однако присутствует путаница в разбивке картин по авторам (попавшая и в заверенный в Консульстве СССР в Индии перевод завещательного распоряжения [44]). Подобная ошибка не единственная в документе. Так, согласно Акту СФР от 17 июня 1991 года №1 по проверке наличия и состояния «Архива Рерихов, поступившего из Индии по Дарственной С.Н. Рериха по Приложению №1», выявлено, что при нумерации пропущены номера папок и пакетов: 128, 158, 248, 253, 260, 269, 320, 410, 411, при этом выявлены в наличии папки, не вошедшие в Приложение №1, под номерами: 634, 636, 640, 644–649.

Характерно, что в письме С.Н.Рериха Б.Н.Ельцину от 26 апреля 1992 года указано 286 картин [45]. Эта же количество относительно переданной коллекции указано и в письме вице-президента Международного центра Рерихов Л.В.Шапошниковой Министру культуры Российской Федерации Е.Ю.Сидорову от 12 мая 1993 года [46].

В числе прочего в документе указаны произведения С.Н.Рериха «Хижины», «Поля» и Н.К.Рериха – «Дева снегов», «Александр Невский» и «Рассказ Шамбхаллы» [47]. Как показано ранее, данные картины не поступали в СССР с выставкой в 1978 году и находятся в частных коллекциях. Согласно же имеющимся в наличии актам на хранение в Музей Востока было передано 282 картины (акты: ВХПО им Е.В.Вучетича от 16 декабря 1980 года №5443, ВХПО им Е.В.Вучетича от 17 марта 1981 года №5753, ВХПО им Е.В.Вучетича от 2 октября 1984 года №6919, ГМВ от 15 ноября 1984 года №210, ГМВ от 28 марта 1985 года №35, ГМВ от 27 июня 1989 года №163, ГМВ от 12 марта 1993 года №54).

Публикации в прессе показывают и некоторую путаницу в названиях картин, связанной с их сложной атрибуцией. Например, в списке завещательного распоряжения картина под №8 значится как «The Tale of Shambhala», в поящечном русском списке она значится как «Рассказ Шаммбхалы», однако в русском переводе завещания картина числится уже как «Песнь о Шамбале». На самом же деле картина атрибутирована как «Тибетский стан» и находится, как показано выше, в коллекции Х.К.Кеджривала. В свою очередь, картина под №6 поступила под названием «Tang-La», но после проведенных исследований в Музее Востока была атрибутирована как «Тангла. Песнь о Шамбале». Цветная репродукция данной картины с этим названием была приведена в каталоге выставки 1984 года [48] и с этим же названием включена в постоянный учет в 1993 году. Так же нужно учесть, что нумерация списка завещательного распоряжения не совпадает с нумерацией списка акта поступления картин в Русский музей от 1978 года, что вносит дополнительную путаницу.

Стоит обратить внимание на указанные в завещательном распоряжении размеры картин. С большой вероятностью размеры в список были перенесены из каталогов болгарских выставок 1978 года. Так, в завещательном распоряжении большинство размеров картин С.Н.Рериха аналогично с болгарским каталогом [49] завышены в среднем на 20–30 см, что свидетельствует о том, что размер картин в них указывался вместе с размерами рам. В завещательном распоряжении данный факт отмечен в заголовке списка картин С.Н.Рериха. Списки картин Н.К.Рериха имеют завышение размера в среднем на 4–6 см, что также соответствует болгарскому каталогу [50]. В последнем случае имеется возможность сравнить размеры картин по каталогу выставки картин Н.К.Рериха [51], проходившей в СССР в 1974 году. Например, картина «Ашрам» в болгарском каталоге и списке завещательного распоряжения имеет одинаковый размер 95х65 см, а в каталоге 1974 года размер картины указан на 3 и 4 см меньше – 92х61 см, что с учетом конвертации из дюймов, соответствует учетному значению Музея Востока.

Похожая ситуация наблюдается и с обозначенными в завещательном распоряжении годами написания картин. К примеру, известная картина С.Н.Рериха «Пандит Дж. Неру» в завещательном распоряжении аналогично болгарскому каталогу обозначена 1946 годом. Однако, в каталогах за 1960 и 1984 годов картина отнесена к 1942 году. И эта же дата неоднократно подтверждалась как С.Н.Рерихом [52], так и Н.К.Рерихом [53], и Ю.Н.Рерихом [54]. Обозначенные в завещательном распоряжении года ряда картин также не совпадают с годами, нанесенными С.Н.Рерихом непосредственно на лицевую или оборотную сторону картин. К примеру, этюд «Студия А» обозначен 1977 годом, тогда как на лицевой стороне и обороте картины указан 1975 год. Картина «Гур. Кулу» обозначена 1938 годом, тогда как на обороте картины – 1939 год (рядом с подписью автора). В целом, подобная ситуация наблюдается у 21 картины С.Н.Рериха, включая: «Профессор Николай Рерих», «Девушка из племени», «Этюд», «Кочевник», «Пуджари Кулу», «Весна», «Друзья», «Мое красное сари», «Чакки», «Прилив», «Предгорья», «Этот другой мир», «Канченджанга. Закат» и т.д. При том, что в каталогах советских выставок даты стоят верные.

Атрибутирование картин

Как было показано выше картины коллекции С.Н.Рериха после поступления требовали дополнительного атрибутирования. Необходимость была связана с нетипичным названием известных и ранее экспонировавшихся картин в английском списке первичного акта поступления картин в Русский музей (в 1978 году), а также вариантами перевода английских названий картин на русский язык. Известный рериховед П.Ф.Беликов в письмах разным адресатам за 1979 год отмечал, что С.Н.Рерих обеспокоен ходом выставки в Русском музее, в том числе, из-за искажения названий картин.

Первый этап уточнений названий производился непосредственно в ходе выставок 1978–1980 гг. Так картина «Тирон получает послание» была атрибутирована авторским названием «Весть Тирону», «Та, которая ведёт» - авторским «Ведущая», «Последний ангел» - «Ангел последний», «Закопанный клад» - «Клад захороненный», «Снежная дева» - «Дева снегов» и т.д.

Второй этап уточнений пришелся на период пребывания картин в Музее Востока с 1980 по 1993 годы. В это время, к примеру, картина «Танг-Ла» была атрибутирована как «Тангла. Песнь о Шамбале».

Третий этап уточнений прошел после перевода картин на постоянное хранение. Была проведена отдельная работа с атрибуцией гималайских этюдов. В соответствии с пометками, номерами и знакам на обороте картин были восстановлены авторские названия тринадцати этюдов. Согласно протоколу заседания ЭФЗК Музея Востока от 2 июля и 18 июля 1996 года, гималайским этюдам со следующими номерами Книги поступлений были присвоены авторские названия: 43948 – «Монастырь. Брамапутра», 43955 – «Лахуль», 43959 – «Нанда Дэви», 43962 – «Вершины», 43963 – «Взгорье», 43972 – «Тангла», 43973 – «Великан», 44002 – «Эверест», 44008 – «Одинокий путник», 44013 – «Серебряное царство», 44028 – «Вечер», 44039 – «Торное озеро», 44174 – «Осенний закат». Так, например, этюд «Тибет» (№106 по акту от 12 марта 1993 года №54; №46 «Tibet» по спискам завещательного распоряжения) после проведенных исследований был атрибутирован как «Вечер», а этюд «Гималаи» (№26 по акту 12 марта 1993 года №54; №58(60) «Himalayas» по спискам завещательного распоряжения) – как «Монастырь. Брамапутра». Кроме того, в протоколе уточнялись размеры нескольких картин и присваивались дополнительные номера ряду картин Книги поступлений музея (были выявлены картины без присвоенных номеров). Например, в списке акта от 12 марта 1993 года №54 отсутствовала картина Н.К.Рериха «Заклинатель» (№55 «Conjuration» по завещательному распоряжению), но при этом присутствовало вместо двух – три картины «Монголия» (кп. 44001). Очевидно, что пересортица при составлении акта возникла в виду большого объема предметов, которые необходимо было оперативно принять на постоянное хранение и созвучности названий нескольких картин. В результате переатрибуции №44001 Книги поступлений был передан картине «Заклинатель» (1943). Аналогичная ситуация возникла с №43974, 44076, 44166 и 44204. В списке акта отсутствовала картина С.Н.Рериха «Восход над Маланой», но при этом присутствовала лишняя работа «Священная флейта III». В результате переатрибуции номер 44166 Книги поступлений был передан картине «Восход над Маланой».

Следующая крупная переатрибуция коллекции состоялась в 2008 году по итогам прошедшей проверки коллекции Росохранкультурой [55]. Согласно протоколу заседания ЭФЗК от 28 апреля 2008 года №7 были проведены уточнения в размерах и описании 91 картины. 

Внешние проверки наличия и атрибуции картин

За время пребывания коллекции С.Н.Рериха на постоянном хранении в музее прошло две крупных внешних проверки наличия и атрибуции картин коллекции. 

Первая крупная проверка была произведена Счетной палатой Российской Федерации в период с 18 ноября по 27 декабря 2002 года [56]. Проверка подтвердила факт передачи в Музей Востока 282 картин из коллекции С.Н.Рериха. Было проверено фактическое наличие картин, а также сделана сверка учетных обозначений, проставленных на картинах, с записями в актах приема, в Книгах временных и постоянных поступлений, в инвентарных книгах и учетных карточках фонда. Несоответствий не обнаружено, однако были выявлены опечатки и неточности в размерах отдельных картин.

Вторая проверка была осуществлена Росохранкультурой в марте 2008 года [57]. По итогам сверки установлено фактическое наличие 282 произведений Н.К. и С.Н. Рерихов. При осмотре произведений этих художников комиссия не выявила признаков, позволяющих сомневаться в авторстве Н.К.Рериха и С.Н.Рериха и направлении их на экспертизу. Выявленные неточности были учтены согласно протоколу ЭФЗК от 28 апреля 2008 года №7.

Выводы

Имеющиеся документальные материалы позволяют подробно восстановить этапы формирования фондов наследия семьи Рерихов в Музее Востока, в том числе историю поступления картин, участвующих в выставочных проектах ВХПО им. Е.В.Вучетича (коллекция С.Н.Рериха).

Эта часть наследия складывалась в период с 1980 по 1993 год. В неё входят 282 картины Н.К. и С.Н. Рерихов, которые были переданы Музею Востока из ВХПО им.Е.В.Вучетича из 296 картин, прибывших в 1978 году из Болгарии на выставку в СССР. Согласно имевшейся договорённости с С.Н.Рерихом, 14 картин из 296 возвращены в Болгарию.

282 картины .К. и С.Н. Рерихов включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации [58]. Сохранность картин подтверждена несколькими внешними экспертными проверками.

Музей ведет как реставрационную, так и исследовательскую работу по изобразительному наследию семьи Рерихов [59]. Благодаря этой работе было сделано частичное переатрибутирование картин из коллекции С.Н.Рериха, результаты которого представлены на ЭФЗК в 2008 году. 

Часть коллекции С.Н.Рериха находится в постоянной экспозиции музея, в том числе в экспозиции Мемориального кабинета Н.К.Рериха. Другая часть участвует в тематических выставках [60] и мультимедийных проектах. Картины коллекции опубликованы в отдельном альбоме-каталоге [61], а также в специализированном тематическом сайте [62].

Авторы выражают благодарность Государственному музею Востока и лично заместителю генерального директора музея, доктору искусствоведения Т.К.Мкртычеву за консультации в ходе подготовке настоящей статьи.
 

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Собрания картин Рерихов есть так же в Государственном Эрмитаже, в музеях Твери, Калуги, Рязани, Пскова, Костромы, Самары, Смоленска, Саратова, Краснодара, Омска, Севастополя, Казани, Владивостока, Красноярска, Новгорода. Значительное количество картин находится так же в частных собраниях (Л. Федуна, А. Мельникова и др.).

[2] Вместе с картинами было передано около 400 произведений восточного искусства из коллекции семьи Рерихов, а так же мемориальные вещи семьи Рерихов и собрание книг о творчестве Н.К.Рериха.

[3] В августе 1960 года в Институте востоковедения РАН СССР был открыт Мемориальный кабинет Ю.Н.Рериха. 

[4] Первое неофициальное заседание Комиссии прошло 30 октября 1984 года под председательством С.Н.Рериха. С официальным же запросом утвердить создание комиссии директор ГМВ Г.П.Попов обратился в Управление ИЗО 14 октября 1985 года.

[5] В состав Комиссии входили О.В.Румянцева, Л.В.Шапошникова, Р.Б.Рыбаков, Н.М.Сазанова, Н.К.Карпова, Н.А.Каневская, В.П.Князева, Е.Н.Полякова, Б.А.Смирнов-Русецкий, А.П.Гнатюк-Данильчук, М.М.Богуславский, В.А.Набатчиков, Л.В.Митрохин, С.И.Тюляев, А.Д.Алёхин и др.

[6] Смирнов-Русецкий Б.А. Дневники. Письма / Одесский Дом-Музей имени Н.К.Рериха. – Одесса: Астропринт, 2012. С.225.

[7] Устав Советского фонда Рерихов. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф.10026. Оп.4. Д.526. Л.1-24.

[8] В учредительной конференции участвовали следующие организации: Советский фонд Мира, Советский фонд культуры, Союз писателей СССР, Газета «Советская культура», Академия художеств СССР, Музей Востока, Госкомпечать СССР, Журнал «Иностранная литература», Издательство «Иностранная литература», Издательство «Прогресс», Союз художников СССР, Всесоюзная Ассоциация востоковедов АН СССР. ГА РФ Ф.10026. Оп.4. Д.526. Л.28-30.

[9] 13 октября 1978 года заместить Министра культуры СССР В.И.Попов подписал приказ №766 «Об организации экспонирования в Ленинграде, Одессе, Львове, Вильнюсе, Киеве и Москве выставки произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха из Индии». Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2329. Оп.2. Д.1891. Л.181–183.

[10] Более традиционная атрибуция – «Дева снегов». В каталоге Соколовского – «Девушка снегов».

[11] Варианты атрибуции – «Шёпоты пустыни», «Тибетский стан», «Легенда о Шамбале», «Сага о Гессере». Картина является вариантом картины «Шёпоты пустыни» (1925 г.), находящейся в собрании Нижегородского государственного художественного музея (Инв. № ж-655). В издании Nicholas Roerich. Memorial Volume. Bombay: Youth's Art and Culture Circle, 1948, p.11 воспроизведена как «Tibet Camp». В собрании Х.К.Кеджривала – «Tibetan Camp» («Тибетский стан»).

[12] Правильная атрибуция - «Терафим».

[13] Подробнее - Крылов П.И. Художественный центр «Карнатака Читракала Паришат» и его создатели // Труды VII Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие». Т. 7. 2011.С. 262-270.

[14] Центр создавался при школе «Читра Кала Видьяла» и Колледже изящных искусств, которые возглавлял М.С. Наджунда Рао.

[15] Митрохина А.Л. Возвращение в Татагунни. Паломничество 30 лет спустя // Рериховское наследие: Труды конференции. Т.III. Ч.1. СПб., 2007. С.169–177.

[16] Крылов П.И. Художественные произведения Николая и Святослава Рерихов в музеях и собраниях Индии (иллюстрированный каталог). Издательство «Золотой век». Санкт-Петербург, 2009.

[17] Roerichs. Collection of paintings with Karnataka Chitrakala Parishath. Bangalore: Karnataka Chitrakala Parishath, 1997.

[18] Съемки картин в галерее в разное время вели фотографы П.Воробьев из издательства «Агни» (Самара) и В.Симеонов (Болгария). Картины опубликованы в каталоге: Крылов П.И. «Художественные произведения Николая и Святослава Рерихов в музеях и собраниях Индии». Издательство «Золотой век». Санкт-Петербург, 2009, а та же в альбоме Николай Рерих: В 2 томах. Т.2. Самара: Агни; М.: Академия художеств; Цюрих: Центр искусств «Кунст Бератунг», 2011. Стр.382.

[19] https://www.youtube.com/watch?v=iF1ZoGq_f2w

[20] Копии дарственной и благодарственного письма Л.Живковой см.: Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Т.II. М., 2010. С.406.

[21] Святослав Рерих в Болгарии. Вып.1. СПб.: КультИнформПресс, 2014. С.94.

[22] Коллекция Николаий Рьорих. София-2012-НГЧИ. Также - Николай Рерих: В 2 томах. Т.2. Самара: Агни; М.: Академия художеств; Цюрих: Центр искусств «Кунст Бератунг», 2011. С.228-333.

[23] Однако акт не имел примечания о замене трех картин. Видимо, ответственным хранителям в первую очередь был важен количественный состав коллекции.

[24] См. пригласительный билет на открытие. РГАЛИ Ф3355. Оп.5. Д.28. Л.10; Стенограмма открытия выставки – РГАЛИ. Ф3355. Оп.1. Д.1747а. Согласно стенограмме, на открытии выставки присутствовали представители Посольств Индии и Болгарии.

[25] РГАЛИ. Ф3355. Оп.2. Д.1004. Л.71-74.

[26] РГАЛИ. Ф3355. Оп.5. Д.284. Л.1-44.

[27] Выставка состоялась в августе 1979 года.

[28] Согласно Акту приёма от 23 сентября 1980 года №5463а (запись в Книге регистрации актов ВХПК им.Е.В.Вучетича) возвращено в ВХПК с выставки от Пермской картинной галереи 282 картины Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.

[29] Выставка состоялась в июне 1981 года.

[30] Выставка состоялась в начале 1983 года.

[31] Выставка состоялась в начале 1983 года.

[32] В архиве имеется также доверенность от 15 декабря 1980 года №147 от ГМВ на получение картин на имя Пиготта Георгия Сергеевича, а также внутренний акт ГМВ от 23 декабря 1980 года №35 о передаче 91 картины от Пиготта к О.В.Румянцевой на временное материально-ответственное хранение. Акты имеют подробные списки с описанием состояния картин с присвоенными им номерами временного хранения.

[33] Музей переехал с ул. Обуха, 16 на Суворовский бульвар, 12а (ныне – Никитский бульвар). 

[34] Согласно акту от 15 декабря 1986 года №260 всего в фонде находилось 454 экспоната (на хранении 265, в экспозиции 166, на выставке картин С.Н.Рериха –22, на выставке «Искусство Непала» 1).

[35] Согласно каталогу выставки. См. Николай Рерих. Святослав Рерих. Каталог выставки. – М.: Советский художник, Министерство культуры, ГМИНВ, 1984.

[36] Русский музей, Третьяковская галерея, Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Художественный музей Латвийской ССР. 

[37] Картины передаются из ГМВ, акт от 10 сентября 1987 года №257.

[38] Выходу распоряжения сопутствовали переговоры между ГМВ и ВХПО им.Е.В.Вучетича, а также служебная записка О.В.Румянцевой от 3 марта 1987 года в Министерство культуры СССР.

[39] В качестве причины, согласно протоколу №2 Фондовой комиссии, указано: «распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 1 февраля 1993 года №23/16-01, где в 5-м пункте отмечается: «...Решение Министерства юстиции о регистрации устава Международного центра Рерихов в части закрепления право преемства является ошибочным и не имеющим юридической силы». 

[40] По факту на учет в музей при Фонде было принято гораздо больше предметов.

[41] Московский городской суд в определении от 20 июня 2014 года высказался об отсутствии у Международного Центра Рерихов права на наследие С.Н.Рериха: «у заявителя Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» отсутствует право на наследство, открывшееся после смерти Рериха С.Н., отсутствует завещание в пользу заявителя, соответствующее законодательству Республики Индия и Российской Федерации, дающее заявителю право на имущество Рериха С.Н. после смерти».

Этот вывод сделан судом на основании изучения так называемого «дополнения к завещанию» – письма от 22 октября 1992 года, которому суд дал правовую оценку. Далее суд приходит к выводу о том, что «у заявителя Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» отсутствует право на наследство, открывшееся после смерти Рериха С.Н., поскольку Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» не является наследником, указанным в завещании Рериха С.Н., не является правопреемником Советского Фонда Рерихов, в связи с чем не подлежит признанию к наследованию имущества после смерти Рериха С.Н.».

МЦР в разные периоды времени объявлял себя законным владельцем наследия С.Н.Рериха по двум основаниям: на основании правопреемства от Советского фонда Рерихов и на основании «дополнения к завещанию» от 22 октября 1992 года. Мосгорсудом признано, что ни по одному из указанных оснований МЦР не является законным владельцем наследия С.Н.Рериха. Никаких иных оснований перехода прав на наследие С.Н.Рериха к МЦР не существует. В документе С.Н. Рериха от 19 марта 1990 года «Архивы и наследие Рериха Советскому Фонду Рерихов в Москве» Международный Центр Рерихов не упоминается, равно как ничего не говорится об «общественной неправительственной организации».

Отметим, что в начале 2000-х гг. МЦР пытался признать недействительным пункт 1 упомянутого приказа Минкультуры России от 13 сентября 1999 года и требовал передать ему 288 картин Рерихов (в действительности, как мы обосновываем в статье речь идет о 282 картинах) из Государственного фонда Минкультуры России. Судом было отказано в удовлетворении требований МЦР, т.к. права МЦР указанным приказом Минкультуры России не нарушены, вследствие чего отсутствуют основания для признания истца собственником (владельцем) картин и для удовлетворения его требований о возврате имущества из чужого незаконного владения, а также для возвращения этого имущества в качестве неосновательного обогащения (см. постановление ФАС Московского округа от 9 октября 2001 года № КГ-А40/5622-01).

[42] См. Центр-Музей им. Н.К.Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Т.II. М., 2010. С.450.

[43] РГАЛИ. Ф.2329. Оп.41. Д.3222. Л.5, 56.

[44] Заверенный перевод имеет и другие ошибки. К примеру, в списке картин Н.К.Рериха под №37 значится картина «Тибет», хотя в оригинале – «The Teacher», а в списке картин С.Н.Рериха пропущены номера 42 и 65, но при этом имеются две картины под номером 72. 

[45] ГА РФ. Ф.10026. Оп.4. Д.526. Л.147.

[46] ГА РФ Ф.10026. Оп.4. Д.526. Л.186.

[47] См. Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Т.II. М., 2010. С.451–453.

[48] Николай Рерих. Святослав Рерих. Каталог выставки. – М.: Советский художник, Министерство культуры, ГМИНВ, 1984.

[49] Святослав Рьорих. Национална художествена галерия. София: Български художник, Април 1978.

[50] Николай Рьорих. Изложбена галерия Шипка 6. София: Български художник, Март 1978.

[51] Выставка произведений Николая Константиновича Рериха. Каталог. – М.: Искусство, 1974.

[52] Рерих С.Н. Когда я пишу портрет. Из беседы с научными работниками и сотрудниками Эрмитажа 14 июня 1960 г., Ленинград / Стремиться к Прекрасному. – М.: МЦР, 1993. – С.46.

[53] Рерих Н.К. Дружество / «Из литературного наследия». М. 1974 г.

[54] Портреты работы С. Рериха / Вечерняя Москва. 1960. 11 марта. № 59. Пятница. С. 1

[55] Протокол ЭФЗК ГМВ от 2 апреля 2008 года №4.

[56] Отчет опубликован в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации №8 за 2003 год. Отчет на сайте Правительства Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/upload/uf/61a/61af467e79557aa817a3a304e15ba2f1.pdf

[57] Акт от 18 марта 2008 года №42.

[58] Коллекция опубликована на сайте Государственного каталога: http://госкаталог.рф/portal/#/museums?id=2596

[59] См. Свет Шамбалы. Духовная культура Востока в жизни и творчестве Рерихов // Москва. Государственный музей Востока. 2014.

[60] За последние несколько лет картины выставлялись на выставках «Рериховский век» (Санкт-Петербург, 2010), «Пакт Рериха (Москва, 2010), «Русский Китай» (Москва, 2011), «Начало Руси. Варяге и славяне» (Санкт-Петербург, 2012), «Чары Финляндии» (Санкт-Петербург, 2012), «Николай и Святослав Рерихи. Объединяя народы» (Ханой, 2013), «Николай и Святослав Рерихи. Объединяя народы» (Ашхабад, 2013), «Женский образ в творчестве Святослава Рериха» (Москва, 2013), «Свет Шамбалы» (Москва, 2014), «Николай и Святослав Рерихи. Объединяя народы» (Грозный, 2014), «Н.К.Рерих. Мифы, легенды, предания» (Майкоп, 2014), «Николай и Святослав Рерихи. Объединяя народы» (Нижний Новгород, 2015), «Объединяя народы. К 80-ю Пакта Рериха» (Санкт-Петербург, 2015), «Индийский путь» (Санкт-Петербург, 2015).

[61] «Николай Рерих. Святослав Рерих. Русские художники» (Картины из коллекции Государственного музея Востока в Москве) // Агни. Самара, 1997.

[62] http://www.orientmuseum-roerich.ru

© Рыбак К. Е., Чернявский В.Е., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.02.2017.





Другие статьи автора: Чернявский Владимир, Рыбак Кирилл

Архив журнала
№3, 2017№4, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба