Введение
На сегодняшний день Россия, наряду с США, Индией и Болгарией обладает крупнейшими музейными собраниями картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Среди основных хранителей рериховких коллекций – Государственный русский музей (Санкт-Петербург), музей Н.К.Рериха при Международном центре Рерихов (Москва), Государственный музей Востока (Москва), Новосибирская картинная галерея (Новосибирск), Государственная Третьяковская галерея (Москва) и Нижегородская картинная галерея (Нижний Новгород) [1].
Формирование рериховской коллекции Государственного музея Востока (далее – Музей Востока или ГМВ) происходило в несколько этапов.
Первое значимое поступление картин Н.К.Рериха произошло в ноябре 1976 года, когда американская гражданка Кэтрин Кэмпбэлл, являвшаяся близким другом семьи Рерихов, передала в дар музею коллекцию из 108 картин художника [2].
Дар был не случаен, т.к. Музей Востока в СССР был наиболее активным московским музеем, занимающийся искусством Рерихов. В 1960 году Музей Востока стал временным хранителем картин первой в СССР выставки картин С.Н.Рериха, прошедшей в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сотрудники музея так же занимались подготовкой к печати каталога данной выставки. В мае 1960 года музей дважды посещает С.Н.Рерих во время своего визита в СССР, а в октябре 1964 года к 90-летнему юбилею Н.К.Рериха музей открыл свою первую выставку картин Рериха в составе 150 произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного русского музея, музея им. А.А.Бахрушина и собраний частных коллекционеров. Вторая выставка картин Н.К.Рериха была открыта музеем в январе 1969 года и экспонировала 103 картины из Государственной Третьяковской галереи, музея им. А.А.Бахрушина, музея МХАТ и частных коллекций. Выставка широко освещались в прессе и по телевидению, была организована экскурсионная работа, а также выставка книг Н.К.Рериха. Третья выставка картин Н.К. Рериха была открыта в музее в феврале 1973 года в связи с предстоящим 100-летним юбилеем Н.К.Рериха. На выставке было представлено 150 картин художника из коллекций Риги, Ленинграда (ГРМ, ГЭ), Москвы (ГТГ, Театрального музея им. Бахрушина, музея МХАТа), Алма-Аты, Ашхабада, частных собраний. За время экспонирования выставку посетило 88800 человек, было проведено 530 экскурсий, проводились лекции и консультации. 25 апреля в музее был проведен специальный вечер, посвященный творчеству Н.К.Рериха.
Получив в дар коллекцию, музей в 1977 году проводит выставку «Произведения Н.К.Рериха и памятники искусства стран Востока из его собрания». По окончании выставки некоторые картины Н.К.Рериха и произведения восточного искусства, принадлежавшие семье Рерихов, остаются в постоянной экспозиции музея.
Второй этап формирования рериховской коллекции музея относится к октябрю 1978 года, когда К.Кэмпбэлл передала в дар музею дополнительно 22 картины Н.К.Рериха, 16 картин и эскизов С.Н.Рериха, библиотеку периодических прижизненных изданий о Н.К.Рерихе, а также архив подлинных документов по наследию семьи Рерихов. После этого рериховская коллекция музея составила 130 картин Н.К.Рериха и 16 картин С.Н.Рериха.
На основе второго дара музей подготовил временную выставку «Новые поступления 1978 года». А в январе же 1979 года был подписан приказ по музею о создании специального «открытого хранения» коллекции К.Кэмпбэлл. Экспозиция была открыта в июне 1979 года, а к концу года получила именование «Мемориального кабинета Н.К.Рериха». Таким образом, в СССР было создано первое учреждение, носившее имя Н.К.Рериха [3].
Позже, в 1984 году, на базе кабинета будет создана Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха под председательством С.Н.Рериха [4]. В комиссию войдут видные рериховеды и специалисты по Востоку [5]. 10 мая 1987 года на заседании Комиссии в Музее Востока с участием С.Н.Рериха была обсуждена и одобрена концепция создания в СССР музея Н.К.Рериха. 17 февраля 1990 года на базе кабинета создано Московское Рериховское общество под председательством художника Б.А.Смирнова-Русецкого [6]. В конце 80-х музей пополняет рериховскую коллекцию, выкупая ряд картин и эскизов у частных коллекционеров - «Волки», «Головы лошадей», «Стяпуха», «Половецкий стан», «Могила великанова», «Идолы».
2 октября 1989 года состоялась учредительная конференция всесоюзной самоуправляемой общественной организации «Советский Фонд Рерихов», одна из целей которой была «передача советскому народу» наследия семьи Рерихов [7]. Музей Востока вошел в состав учредителей организации [8].
Картины из собрания С.Н.Рериха. Прибытие в СССРТретий этап формирования рериховской коллекции Музея Востока непосредственно связан с прибытием из Болгарии картин собрания С.Н.Рериха. В 1977 году в Болгарии стартовала масштабная программа популяризации искусства семьи Рерихов, включающая публикации в прессе, выпуск книг переводов произведений Рерихов и книг о них, культурные мероприятий, а также выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов. В ходе мероприятий, в которых принимали участие и советская делегация (от Музея Востока было представлено пять картин), была достигнута договоренность об экспонировании выставки в СССР [9].
Картины прибыли из Болгарии в Ленинград 2 ноября 1978 года и поступили в Государственный Русский музей (ГРМ) по акту от 2 ноября 1978 года №4193. Акт имел несколько особенностей. Согласно акту, в СССР прибыло 296 картины (132 – Н.К.Рериха и 164 – С.Н.Рериха). Из акта следовало, что к отправке предполагалось 300 картин, но четыре картины С.Н.Рериха («Хижины» №102, «Поля» №163, «Работа ночью» №167 и «Над тропой» №168) не были доставлены в СССР.
При этом три картины Н.К.Рериха («Снежная дева» [10] №1, «Александр Невский» №7, «Рассказ Шамбхаллы» [11] №8) также не прибыли из Болгарии, но были заменены на три другие картины Н.К.Рериха («Холм Тары», «О, Грядущий» и «Серафим» [12]). Акт так же содержал пункт о том, что 14 картин подлежат возврату в Болгарию (С.Н.Рериха: «Иаков и Ангел» №24, «Утро Канченджанги» №29, «Профессор Н.К.Рерих» №41, «Закат» №142; Н.К.Рериха: «Тибет» №37, «Гималаи» №66, «Закат Солнца» №67, «Тангла» №83, «Гималаи» №104, «Гора Эверест» №107, «Гималаи» №114, «Холм Тары», «О, Грядущий» и «Серафим»). Нумерация акта велась согласно приложенного к акту поящечного списка картин на английском языке из 300 позиций, включавшего, в том числе не прибывшие и замененные картины. Изменения и исправления, сделанные в списке, описывались в примечании на второй странице акта. На основании акта был так же составлен поящечный список на русском языке, однако нумерация в данном акте сбилась относительно английского списка.
На копии списка на английском языке, хранящейся в Русском музее, есть рукописные пометки. В частности, в списке картин Н.К.Рериха звездочками выделены не прибывшие картины «Снежная дева» №1), «Александр Невский» (№7), «Рассказ Шамбхаллы» (№8) и в рукописной сноске дано примечание: «
№1,7,8 loaned by Mr. H.Kejerival», а в списке картин С.Н.Рериха звездочками отмечены картины «Работа ночью» (№167) и «Над тропой» (№168), которые также не поступили в СССР. В этом документе имеется сноска: «
№167 & 168 loaned by Mr. H.Kejerival».
Изменения в этом списке стали причиной многочисленных споров и публикаций в прессе, однако можно довольно точно установить причины сделанных изменений.
«
Mr. H.Kejerival», упомянутый в списке – это Хари Кешур Шри Кеджривал, меценат и коллекционер. Встреча Х.К.Кеджривала с С.Н.Рерихом произошла в 1971 году [13]. Как вспоминает сам Х.К.Кеджривал: «
Мы стали [с С.Н.Рерихом] близкими друзьями, и мне посчастливилось приобрести у него некоторые из его прекрасных произведений, так же как и несколько картин его всемирно известного отца, Николая Рериха». Дружба переросла в деятельное сотрудничество, плодом которого стало создание Художественного центра-галереи «Карнатка Читракала Паришатх» [14], хранящего уникальные художественные коллекции индийского искусства, а также и картины отца и сына Рерихов. Как вспоминает Х.К.Кеджривал: «
Однажды доктор Рерих встретил меня и сказал, что Бангалор должен иметь художественный музей и институт международного уровня. <…> На следующий день я вернулся и сказал, что смогу выделить пять лакхов рупий от Фонда имени Х.К.Кеджривала». Для поддержки работы галереи был образован Фонд «Читракала Паришат», членами-основателями которого стали в том числе С.Н.Рерих и Х.К.Кеджривал. Здание галереи было построено за несколько лет и в основу ее экспозиции вошли семейные коллекции искусства Х.К.Кеджривала, а с 1990 года и 117 картин отца и сына Рерихов, подаренных галерее С.Н.Рерихом. Со дня создания центра как С.Н.Рерих, так и Х.К.Кеджривал были его активными членами. По свидетельству генерального секретаря центра, Нанджунды Рао: «
Святослав Рерих не пропускал ни одного мероприятия, ни одного заседания правления Читракала Паришатх» [15].
По словам Х.К.Кеджривала, ему посчастливилось приобрести у С.Н.Рериха некоторые его картины и картины его отца. Согласно современным исследованиям [16], в состав коллекции картин Х.К.Кеджривала входит не менее 11 работ Н.К.Рериха и не менее 3 картин С.Н.Рериха. Среди них – как раз те картины, которые не попали на выставку в СССР в 1978 году и помеченные как «
loaned by Mr. H.Kejerival»: картины Н.К.Рериха – «Снежная дева», «Александр Невский», «Рассказ Шамбхаллы»; картины С.Н.Рериха – «Работа ночью», «Над тропой».
Данные картины в составе коллекции Х.К.Кеджривала экспонировались в галерее Карнатка Читракала Паришатх и в 1997 году были опубликованы в составе альбома галереи [17]. Их присутствие в галерее засвидетельствовано российскими и болгарскими исследователями творчества Рерихов, а изображения вошли в российские каталоги картин Рерихов [18]. Так же картины попали в кадры фильма «Младший сын. С.Рерих» (режиссер Л.Тележко, 2000). В ходе фильма Х.К.Кеджривал повествует о дружбе с С.Н.Рерихом и о своём собрании картин С.Н.Рериха [19]. Сам С.Н.Рерих, регулярно бывавший в галерее, безусловно, любовался этими картинами.
Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что причина, по которой пять картин не были доставлены в СССР – это их продажа коллекционеру Х.К.Кеджривалу. Нет никаких фактических свидетельств, что картины прибыли позже или экспонировались на выставках в СССР. В архивах не выявлено дополнительных актов поступления или замены картин.
Причина, по которой 14 картин должны были вернуться в Болгарию - так же понятна. В ходе болгарской выставки 22 мая 1978 года С.Н.Рерих подарил 11 своих работ Болгарии, о чем есть соответствующие документальные свидетельства [20]. Согласно каталогу болгарской выставки, кроме картин из коллекции С.Н.Рериха в выставке участвовали и семь картин из собрания К.Кэмпбелл. Из этих семи три картины Н.К.Рериха также были преподнесены в дар Болгарии [21]. Не случайно при экспонировании в СССР выставка имела подзаголовок: «… из музеев Индии, Народной Республики Болгария и собрания С.Н.Рериха». Все 14 подаренных картин по сей день демонстрируются на выставках Национальной галереи иностранного искусства в Софии, а десять картин Н.К.Рериха, включая «Холм Тары», «О, Грядущий» и «Терафим», внесены в официальный каталог картин Н.К.Рериха, изданный галерей [22].
Что касается картины С.Н.Рериха «Хижины» («Huts. Our Countryside»), то на сейчас она находится в коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке, куда была передана К.Кэмпбелл. Очевидно, что она не попала в СССР в виду того, что так же перешла в собственность этого владельца (в болгарском каталоге выставки собственники картин С.Н.Рериха не указаны). Остается не выясненной судьба эскиза «Поля» (или «Осенние поля»).
Картины из собрания С.Н.Рериха.
Выставочный тур и перевод на постоянное хранение в Музей ВостокаПосле прибытия в 1978 году в СССР коллекции С.Н.Рериха начался 15-летний этап масштабных выставочных туров картин Рерихов по городам страны. После выставки в Русском музее, которая прошла с 10 ноября 1978 года по январь 1979 года, выставка 23 января 1979 года была передана в Одесский художественный музей. Согласно акту ГРМ №3462 в Одессу были переданы те же 296 картин, что поступили в Ленинград. Акт имел примечание о том, что четыре картины не поступили, а три были заменены. Также акт сопровождался списком картин на русском языке, в конце которого так же был сделано примечание о том, что четыре картины не поступили.
В Одесском художественном музее выставка открылась 4 января 1979 года и продлилась до 27 января 1979 года. Согласно акту Одесского музея от 16 февраля 1979 года №95 296 картин были переданы в художественный музей г. Вильнюса. В Вильнюсе выставка закончила работу 18 марта 1979 года. После чего картины были переданы во Львов, где в апреле 1979 года выставка прошла в стенах Львовской картинной галереи. Согласно акту Львовской галереи от 6 мая 1979 года №3 296 картин было передано в Киевский музей русского искусства, где выставка прошла в мае-июне 1979 года. Акт передачи картин из Львова в Киев имел в приложении список 300 картин и примечание о том, что 4 картины не поступили [23]. Согласно акту от 14 июня 1979 года №ОВ8 из Киева 296 картин были переданы на выставку в Академию художеств СССР. В Академии художеств выставка открылась 20 июня 1979 года под названием, согласно пригласительному билету: «Выставка произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха из музеев Индии, Народной Республики Болгария и собрания С.Н.Рериха» [24].
После выставки, согласно приказа Министерства культуры СССР от 13 августа 1979 года №664 [25] 282 картины коллекции передаются на экспонирование в Государственный музей Белорусской СССР (поступая под управление ВХПО им. Е.В.Вучетича), а 14 картин возвращаются в Болгарию. В архивах сохранилась фотофиксация данной выставки [26], на которой присутствуют большинство болгарских картин, включая картины, прибывшие на замену («Терафим», «О, Грядущий», «Холм Тары»), что свидетельствует о том, что в ходе выставочного тура никаких замен картин не производилось. Данный факт подтверждается и текстом приказа Министерства культуры СССР №664, в котором отмечено, что «после окончания экспонирования выставки [картины] переданы по акту болгарской стороне – 14 произведений, указанных в актах приема экспонатов от НРБ».
После выставки в Академии художеств коллекция продолжает маршрут по городам Советского Союза. До 1984 года картины коллекции экспонируются в музеях Минска [27], Алма-Аты, Фрунзе, Ташкента, Куйбышева, Горького, Перми [28], Харькова [29], Ростова-на-Дону, Волгограда, Петрозаводска [30], Архангельска [31], Новосибирска, Барнаула, Томска, Омска и Павлодара.
27 декабря 1980 года в Музее Востока открылась очередная выставка картин Н.К.Рериха, которая включала произведения Н.К. и С.Н. Рерихов разных лет, а также произведения прикладного искусства. Для выставки в декабре 1980 года 91 картина коллекции С.Н.Рериха передается в музей (Акт ВХПО от 16 декабря 1980 года №5443). Приказ Министерства культуры ССССР от 15 декабря 1980 года №147, распоряжение от 8 декабря 1980 года №9503-03/15-44 [32]). По окончании выставки 29 картин Н.К.Рериха из коллекции С.Н.Рериха остаются на экспонировании в музее (Акт от 19 января 1981 года №4), а остальные 62 картины возвращаются на хранение и дальнейшее экспонирование в ВХПО им. Е.В.Вучетича (Акт от 17 марта 1981 года №7, Акт ГМВ-ВХПО от 17 марта 1981 года №5753).
Затем в сентябре 1982 года Музей Востока проводит еще одну масштабную выставку «Произведения искусства Востока из коллекции Юрия Рериха», приурочив ее к 80-летию Ю.Н.Рериха. По приглашению Министерства культуры СССР в страну приехал С.Н.Рерих, который посетил данную выставку.
В августе 1984 года Мемориальный кабинет Н.К.Рериха был открыт в новом здании Музея Востока [33], в октябре – начала работать постоянная экспозиция произведений Н.К.Рериха, состоящая из 166 экспонатов [34].
23 октября этого же года в Музее Востока открывается самая большая, из проходивших в СССР, выставка картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, посвященная 110-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летию С.Н.Рериха. Выставка собрала 505 картин [35] из государственных музеев [36] и частных коллекций. Выставка проходила в 22 залах нового здания музея. В состав выставки также вошли и 282 картины из коллекции С.Н.Рериха – к 29 картинам, хранящимся в музее, добавились 253 картины (Акт ВХПО им. Е.В.Вучетича от 2 октября 1984 года №6919, Акт ГМВ от 15 ноября 1984 года №210, Акт ГМВ от 28 марта 1985 года №35).
Выставка продлилась до весны 1986 года. По окончании выставки 282 картины из коллекции С.Н.Рериха остались на хранении в музее. Таким образом, в музее на временном хранении оказываются все 282 картины Рерихов из собрания С.Н.Рериха (122 произведения Н.К.Рериха и 160 произведений С.Н.Рериха), поступившие в СССР в 1978 году – за вычетом 14 картин, возвращенных в Болгарию.
В конце 1986 года 162 картины Рерихов, из числа переданных в Музей Востока, выставляются на выставке «Н.К.Рерих – С.Н.Рерих» в Майкопе, Краснодаре, Иркутске, Сочи и Калининграде [37]. В конце июня 1988 года музей проводит выставку из 40 картин Н.К. и С.Н. Рериха в городе Елизово (Камчатка).
12 мая 1989 года в Музее Востока после реэкспозиции была открыта новая постоянно действующая выставка «Художественное наследие Н.К.Рериха».
30 мая 1989 был издан приказ заместителя Министра культуры СССР №234 «О мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К. и С.Н. Рерихов (коллекция С.Н.Рериха)», предусматривающий передачу из ВХПО им. Е.В.Вучетича в Музей Востока 282 картины из коллекции С.Н.Рериха на временное хранение [38]. Согласно распоряжению по музею от 2 июня 1989 года, заведующей лабораторией по изучению наследия Н.К.Рериха в Музее Востока О.В.Румянцевой поручалось «принять от ВХПО им. Вучетича на временное материально-ответственное хранение 282 картины Н.К.Рериха и 53 рамы после осмотра экспонатов, созданной по приказу МК СССР комиссией». Картины были переданы 27 июня в составе 122 произведения Н.К.Рериха и 160 произведений С.Н.Рериха (Акт ВХПО–ГМВ от 27 июня 1989 года №163).
Приказом директора Музея Востока от 25 февраля 1993 года №13 (на основании решения Экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК) от 19 февраля 1993 года) 282 картины были переведены в музей на постоянное хранение [39]. Перевод в постоянное хранение был оформлен актом от 12 марта 1993 года №54, что означало так же включение коллекции в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (подтверждено приказом Минкультуры России от 13 сентября 1999 года №638).
Завещательное распоряжение С.Н.Рериха19 марта 1990 года С.Н.Рериха визирует завещательное распоряжение (документ озаглавлен «Архивы и наследие Рериха Советскому Фонду Рерихов в Москве») о передаче Советскому фонду Рерихов (СФР) части наследия семьи Рерихов, находящегося в Индии, включая: архив (633 позиции – папки и коробки с материалами), библиотеку (318 позиций), 434 картин и этюдов Н.К.Рериха, личные вещи Рерихов (57 позиции) [40]. Также документ предусматривал передачу Советскому фонду Рерихов коллекции, ввезенной в 1978 году в СССР. В 1991 году Советскому Фонду Рерихов были переданы «важные вещи» согласно приложениям к завещательному распоряжению. Следует отметить, что Международный Центр Рерихов (МЦР), безосновательно считая себя правопреемником СФР, пытался через суд легализировать свои права на наследие С.Н.Рериха, переданное им Советскому фонду Рерихов и истребовать упомянутые выше 282 картины (по мнению МЦР их должно было быть 288) из коллекции Музея Востока, однако ему в этом было отказано [41].
Завещательное распоряжение имеет ряд особенностей, которые приводят к многочисленным спорам и публикациям в прессе. Основная проблема состоит в том, что в тексте документа фонду передается 288 картин коллекции (125 картин Н.К.Рериха и 163 картины С.Н.Рериха), тогда как de facto коллекция, ввезенная в СССР, состояла из 282 картин (без учета 14 работ, возвращенных Болгарии).
Нам не известны все обстоятельства составления этого документа, однако некоторые моменты можно прояснить.
В приложении №4 к этому документу указано 163 позиции, но при этом перечислено 162 картины С.Н.Рериха, поскольку один номер (№43) в списке оказался пропущенным – после картины №42 «Pandit Moru Ram» следует №44 «Karma Dorge» [42]. В Приложении №5 указано 125 картин Н.К.Рериха. Соответственно, общее число картин должно быть – 287 (162+125). Заметим, что в самом документе число «287» вручную исправлено на «288». По-видимому, составитель документа не заметил ошибки в списках и был вынужден от руки исправить ранее посчитанное количество работ. На что указывает и черновик документа, хранящийся в РГАЛИ [43], где стоит число «287», однако присутствует путаница в разбивке картин по авторам (попавшая и в заверенный в Консульстве СССР в Индии перевод завещательного распоряжения [44]). Подобная ошибка не единственная в документе. Так, согласно Акту СФР от 17 июня 1991 года №1 по проверке наличия и состояния «Архива Рерихов, поступившего из Индии по Дарственной С.Н. Рериха по Приложению №1», выявлено, что при нумерации пропущены номера папок и пакетов: 128, 158, 248, 253, 260, 269, 320, 410, 411, при этом выявлены в наличии папки, не вошедшие в Приложение №1, под номерами: 634, 636, 640, 644–649.
Характерно, что в письме С.Н.Рериха Б.Н.Ельцину от 26 апреля 1992 года указано 286 картин [45]. Эта же количество относительно переданной коллекции указано и в письме вице-президента Международного центра Рерихов Л.В.Шапошниковой Министру культуры Российской Федерации Е.Ю.Сидорову от 12 мая 1993 года [46].
В числе прочего в документе указаны произведения С.Н.Рериха «Хижины», «Поля» и Н.К.Рериха – «Дева снегов», «Александр Невский» и «Рассказ Шамбхаллы» [47]. Как показано ранее, данные картины не поступали в СССР с выставкой в 1978 году и находятся в частных коллекциях. Согласно же имеющимся в наличии актам на хранение в Музей Востока было передано 282 картины (акты: ВХПО им Е.В.Вучетича от 16 декабря 1980 года №5443, ВХПО им Е.В.Вучетича от 17 марта 1981 года №5753, ВХПО им Е.В.Вучетича от 2 октября 1984 года №6919, ГМВ от 15 ноября 1984 года №210, ГМВ от 28 марта 1985 года №35, ГМВ от 27 июня 1989 года №163, ГМВ от 12 марта 1993 года №54).
Публикации в прессе показывают и некоторую путаницу в названиях картин, связанной с их сложной атрибуцией. Например, в списке завещательного распоряжения картина под №8 значится как «The Tale of Shambhala», в поящечном русском списке она значится как «Рассказ Шаммбхалы», однако в русском переводе завещания картина числится уже как «Песнь о Шамбале». На самом же деле картина атрибутирована как «Тибетский стан» и находится, как показано выше, в коллекции Х.К.Кеджривала. В свою очередь, картина под №6 поступила под названием «Tang-La», но после проведенных исследований в Музее Востока была атрибутирована как «Тангла. Песнь о Шамбале». Цветная репродукция данной картины с этим названием была приведена в каталоге выставки 1984 года [48] и с этим же названием включена в постоянный учет в 1993 году. Так же нужно учесть, что нумерация списка завещательного распоряжения не совпадает с нумерацией списка акта поступления картин в Русский музей от 1978 года, что вносит дополнительную путаницу.
Стоит обратить внимание на указанные в завещательном распоряжении размеры картин. С большой вероятностью размеры в список были перенесены из каталогов болгарских выставок 1978 года. Так, в завещательном распоряжении большинство размеров картин С.Н.Рериха аналогично с болгарским каталогом [49] завышены в среднем на 20–30 см, что свидетельствует о том, что размер картин в них указывался вместе с размерами рам. В завещательном распоряжении данный факт отмечен в заголовке списка картин С.Н.Рериха. Списки картин Н.К.Рериха имеют завышение размера в среднем на 4–6 см, что также соответствует болгарскому каталогу [50]. В последнем случае имеется возможность сравнить размеры картин по каталогу выставки картин Н.К.Рериха [51], проходившей в СССР в 1974 году. Например, картина «Ашрам» в болгарском каталоге и списке завещательного распоряжения имеет одинаковый размер 95х65 см, а в каталоге 1974 года размер картины указан на 3 и 4 см меньше – 92х61 см, что с учетом конвертации из дюймов, соответствует учетному значению Музея Востока.
Похожая ситуация наблюдается и с обозначенными в завещательном распоряжении годами написания картин. К примеру, известная картина С.Н.Рериха «Пандит Дж. Неру» в завещательном распоряжении аналогично болгарскому каталогу обозначена 1946 годом. Однако, в каталогах за 1960 и 1984 годов картина отнесена к 1942 году. И эта же дата неоднократно подтверждалась как С.Н.Рерихом [52], так и Н.К.Рерихом [53], и Ю.Н.Рерихом [54]. Обозначенные в завещательном распоряжении года ряда картин также не совпадают с годами, нанесенными С.Н.Рерихом непосредственно на лицевую или оборотную сторону картин. К примеру, этюд «Студия А» обозначен 1977 годом, тогда как на лицевой стороне и обороте картины указан 1975 год. Картина «Гур. Кулу» обозначена 1938 годом, тогда как на обороте картины – 1939 год (рядом с подписью автора). В целом, подобная ситуация наблюдается у 21 картины С.Н.Рериха, включая: «Профессор Николай Рерих», «Девушка из племени», «Этюд», «Кочевник», «Пуджари Кулу», «Весна», «Друзья», «Мое красное сари», «Чакки», «Прилив», «Предгорья», «Этот другой мир», «Канченджанга. Закат» и т.д. При том, что в каталогах советских выставок даты стоят верные.
Атрибутирование картинКак было показано выше картины коллекции С.Н.Рериха после поступления требовали дополнительного атрибутирования. Необходимость была связана с нетипичным названием известных и ранее экспонировавшихся картин в английском списке первичного акта поступления картин в Русский музей (в 1978 году), а также вариантами перевода английских названий картин на русский язык. Известный рериховед П.Ф.Беликов в письмах разным адресатам за 1979 год отмечал, что С.Н.Рерих обеспокоен ходом выставки в Русском музее, в том числе, из-за искажения названий картин.
Первый этап уточнений названий производился непосредственно в ходе выставок 1978–1980 гг. Так картина «Тирон получает послание» была атрибутирована авторским названием «Весть Тирону», «Та, которая ведёт» - авторским «Ведущая», «Последний ангел» - «Ангел последний», «Закопанный клад» - «Клад захороненный», «Снежная дева» - «Дева снегов» и т.д.
Второй этап уточнений пришелся на период пребывания картин в Музее Востока с 1980 по 1993 годы. В это время, к примеру, картина «Танг-Ла» была атрибутирована как «Тангла. Песнь о Шамбале».
Третий этап уточнений прошел после перевода картин на постоянное хранение. Была проведена отдельная работа с атрибуцией гималайских этюдов. В соответствии с пометками, номерами и знакам на обороте картин были восстановлены авторские названия тринадцати этюдов. Согласно протоколу заседания ЭФЗК Музея Востока от 2 июля и 18 июля 1996 года, гималайским этюдам со следующими номерами Книги поступлений были присвоены авторские названия: 43948 – «Монастырь. Брамапутра», 43955 – «Лахуль», 43959 – «Нанда Дэви», 43962 – «Вершины», 43963 – «Взгорье», 43972 – «Тангла», 43973 – «Великан», 44002 – «Эверест», 44008 – «Одинокий путник», 44013 – «Серебряное царство», 44028 – «Вечер», 44039 – «Торное озеро», 44174 – «Осенний закат». Так, например, этюд «Тибет» (№106 по акту от 12 марта 1993 года №54; №46 «Tibet» по спискам завещательного распоряжения) после проведенных исследований был атрибутирован как «Вечер», а этюд «Гималаи» (№26 по акту 12 марта 1993 года №54; №58(60) «Himalayas» по спискам завещательного распоряжения) – как «Монастырь. Брамапутра». Кроме того, в протоколе уточнялись размеры нескольких картин и присваивались дополнительные номера ряду картин Книги поступлений музея (были выявлены картины без присвоенных номеров). Например, в списке акта от 12 марта 1993 года №54 отсутствовала картина Н.К.Рериха «Заклинатель» (№55 «Conjuration» по завещательному распоряжению), но при этом присутствовало вместо двух – три картины «Монголия» (кп. 44001). Очевидно, что пересортица при составлении акта возникла в виду большого объема предметов, которые необходимо было оперативно принять на постоянное хранение и созвучности названий нескольких картин. В результате переатрибуции №44001 Книги поступлений был передан картине «Заклинатель» (1943). Аналогичная ситуация возникла с №43974, 44076, 44166 и 44204. В списке акта отсутствовала картина С.Н.Рериха «Восход над Маланой», но при этом присутствовала лишняя работа «Священная флейта III». В результате переатрибуции номер 44166 Книги поступлений был передан картине «Восход над Маланой».
Следующая крупная переатрибуция коллекции состоялась в 2008 году по итогам прошедшей проверки коллекции Росохранкультурой [55]. Согласно протоколу заседания ЭФЗК от 28 апреля 2008 года №7 были проведены уточнения в размерах и описании 91 картины.
Внешние проверки наличия и атрибуции картинЗа время пребывания коллекции С.Н.Рериха на постоянном хранении в музее прошло две крупных внешних проверки наличия и атрибуции картин коллекции.
Первая крупная проверка была произведена Счетной палатой Российской Федерации в период с 18 ноября по 27 декабря 2002 года [56]. Проверка подтвердила факт передачи в Музей Востока 282 картин из коллекции С.Н.Рериха. Было проверено фактическое наличие картин, а также сделана сверка учетных обозначений, проставленных на картинах, с записями в актах приема, в Книгах временных и постоянных поступлений, в инвентарных книгах и учетных карточках фонда. Несоответствий не обнаружено, однако были выявлены опечатки и неточности в размерах отдельных картин.
Вторая проверка была осуществлена Росохранкультурой в марте 2008 года [57]. По итогам сверки установлено фактическое наличие 282 произведений Н.К. и С.Н. Рерихов. При осмотре произведений этих художников комиссия не выявила признаков, позволяющих сомневаться в авторстве Н.К.Рериха и С.Н.Рериха и направлении их на экспертизу. Выявленные неточности были учтены согласно протоколу ЭФЗК от 28 апреля 2008 года №7.
ВыводыИмеющиеся документальные материалы позволяют подробно восстановить этапы формирования фондов наследия семьи Рерихов в Музее Востока, в том числе историю поступления картин, участвующих в выставочных проектах ВХПО им. Е.В.Вучетича (коллекция С.Н.Рериха).
Эта часть наследия складывалась в период с 1980 по 1993 год. В неё входят 282 картины Н.К. и С.Н. Рерихов, которые были переданы Музею Востока из ВХПО им.Е.В.Вучетича из 296 картин, прибывших в 1978 году из Болгарии на выставку в СССР. Согласно имевшейся договорённости с С.Н.Рерихом, 14 картин из 296 возвращены в Болгарию.
282 картины .К. и С.Н. Рерихов включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации [58]. Сохранность картин подтверждена несколькими внешними экспертными проверками.
Музей ведет как реставрационную, так и исследовательскую работу по изобразительному наследию семьи Рерихов [59]. Благодаря этой работе было сделано частичное переатрибутирование картин из коллекции С.Н.Рериха, результаты которого представлены на ЭФЗК в 2008 году.
Часть коллекции С.Н.Рериха находится в постоянной экспозиции музея, в том числе в экспозиции Мемориального кабинета Н.К.Рериха. Другая часть участвует в тематических выставках [60] и мультимедийных проектах. Картины коллекции опубликованы в отдельном альбоме-каталоге [61], а также в специализированном тематическом сайте [62].
Авторы выражают благодарность Государственному музею Востока и лично заместителю генерального директора музея, доктору искусствоведения Т.К.Мкртычеву за консультации в ходе подготовке настоящей статьи.
© Рыбак К. Е., Чернявский В.Е., 2017.
Статья поступила в редакцию 10.02.2017.