В 2016 г. исполняется 250-летный юбилей первой высокоширотной экспедиции под руководством капитана Василия Чичагова. Дата не просто юбилейная, но и крупная. И приходится сожалеть, что многие официозные структуры обошли её стороной. Хотя, по нашему мнению, это несправедливо. Ведь это была одна из первых, и даже первая официальная высокоширотная экспедиция по поиску северного морского пути на Тихий океан и дальше – в южные моря. Уже тогда ученые (М.В.Ломоносов) и руководство нашей страны (императрица Екатерина) понимали многие преимущества северного морского пути в сравнении с южным маршрутом. Сам проект для наших современников выглядит фантастическим, поскольку он подразумевал проход деревянного парусного судна через Северный полюс, однако исторической ценности исследования это нисколько не принижает. Ведь в то время Арктика была не исследована. К тому же не было технических средств, позволявших иметь информацию о метеоусловиях и ледовой обстановке. Всё это ещё предстояло узнать. Поэтому неуспех этой экспедиции не означал прекращения дальнейших поисков прохода северными морями на Восток. В конце концов, оптимальный маршрут был найден, но значительно позже... По нашему мнению, экспедиция дала немало для науки, во-первых, она показала, что севернее Шпицбергена через Северный полюс пройти нельзя. Это означало необходимость поиска других маршрутов. Во-вторых, позволила обобщить экспедиционные наблюдения, касающиеся освоения человеком (мореходами-промысловиками) этих мест (по маршруту экспедиции), сделать наблюдения гидро-метеоусловий и привезти материал о животном мире тех мест.
Итак, несколько слов к истории экспедиции…
В течение многих лет Ломоносов упорно настаивал на посылке специальных научно-исследовательских экспедиций для нахождения Северного морского пути. М. В. Ломоносова. Основываясь на направлении течений, замеченных около острова Шпицбергена, на предполагаемом движении льдов и, Ломоносов полагал, что в июне месяце, между Шпицбергеном и Новой Землёй, океан очищается от льдов и что в широте 80° и в расстоянии от берегов Сибири около 600 вёрст открытое место тянется на восток, по крайней мере, на тысячу вёрст. Он был твёрдо убеждён, что по этому свободному от льдов пути легко можно пройти до Берингова пролива и оттуда в Ост-Индию.
В сентябре 1763 года Ломоносов написал наследнику престола – Его Императорскому Высочеству, Пресветлейшему Государю, Цесаревичу, Великому Князю Павлу Петровичу, Герцогу Шлезвиг-Голстинскому, Стормарнскому, Дитмарсенскому, Графу Олденбургскому и Делменгорсткому, наследнику Норвежскому, Флотов Российских генерал-адмиралу Милостивейшему Государю докладную записку, к которой приложил «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». В ней сообщалось «о разных мореплаваниях, предпринятых для сыскания прохода в Ост-Индию западно-северными морями», «о поисках морского прохода в Ост-Индию в Северо-Восточной стороне Сибирским океаном», «о возможности мореплавания Сибирским океаном в Ост-Индию, признаваемой по натуральным обстоятельствам», а также «о возможности мореплавания Сибирским океаном…», «о приготовлении к мореплаванию…» и «о самом предприятии северного мореплавания и об утверждении российского могуществ на Востоке». В свою очередь Павел препроводил это сочинение в «Морскую российских флотов комиссию» с тем, чтобы там рассмотрели и при необходимости доложили Императрице.
В следующем, 1764 году Ломоносов написа два «Прибавления» к своему проекту, внеся необходимые корректуры. В них он внимательно разобрал известия от грумантских и новоземельских промышленников, составил подробный план и маршрут плавания [1].
В этом же году Императрица Указом от 14 мая 1764 года повелела «снарядить экспедицию для прохода Северным океаном в Камчатку и держать ее в глубочайшей тайне – даже от Сената – до времени, а официально называть «Экспедицией о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов».
Руководителем экспедиции был назначен капитан-командор Василий Яковлевич Чичагов. В 1764 году суда Чичагова отправились в Колу под видом «экспедиции для возобновлении китоловных и других звериных и рыбных промыслов». В этом же 1764 году на Шпицберген был послан «тыловой» отряд, состоящий из военного пинка «Слон» и шести «вспомогательных» судов, которым командовал лейтенант Михаил Степанович Немтинов. Прибыв в бухту Клокбай на западном берегу Шпицбергена этот отряд привез на Шпицберген избы, амбар, баню и провизию на случай зимовки экспедиции. Для сбережения тыловых запасов там был оставлен отряд из шестнадцати человек во главе с унтер-лейтенантом Моисеем Рындиным.
Специально для экспедиции в Архангельске были построены три судна, названные по фамилиям их командиров: капитана бригадирского ранга Василия Чичагова, капитана 2-го ранга Никифора Панова и капитан-лейтенанта Василия Бабаева. Эти суда были усилены дополнительной ледовой обшивкой, т.е. поверх обычной обшивки обиты сосновыми досками, а по форштевням - железом.
В начале мая 1765 года, через три недели после смерти Ломоносова, экспедиция Чичагова из Колы, где она провела зиму, вышла в море с заданием «учинить поиск морского проходу Северным океаном на Камчатку». На этих судах было 178 человек, в том числе взятые по совету Ломоносова три кормщика и двадцать шесть поморов-промышленников. Экспедиция была хорошо снабжена провизией и одеждой. Пройдя на север вдоль западных берегов Шпицбергена и дойдя до широты 80°26' с.ш., встретив непроходимые льды, повернули обратно и уже в конце августа вернулись в Архангельск.
Адмиралтейств-коллегия осталась крайне недовольна действиями Чичагова и приказала ему в следующем 1766 году опять идти в район к северо-западу от Шпицбергена и оттуда снова пытаться пройти к Берингову проливу.
Второе плавание Чичагова имело практически те же результаты, что и первое. 18 июля 1766 года на 80°30' с. ш. дальнейший путь на север преградили тяжелые льды и Чичагов повернул на юг. На обратном пути он зашел в Клокбай и взял на борт партию Рындина, из которой к этому времени восемь человек умерло. Таким образом, второе плавание было повторением первого с той только разницей, что он встретил непроходимые льды несколько севернее - в широте 80°30'.
После возвращения экспедиции В.Я. Чичагову пришлось ему выслушать много упреков. В свое оправдание он написал четкую «Оправдательную записку», которая была приложена к извлечению из журнала плавания экспедиции 1766 года. В ней, рассказывая о тяжелых встреченных льдах, он писал: «не можно ласкать себя, чтоб по такой неудаче заслужить мог хорошее мнение, а особливо от тех, которые мне эту экспедицию представляли в другом виде (как господин Ломоносов меня обнадеживал)» [2]. Дальше в записке Чичагов говорил о том, что по крайней мере его плавания доказали невозможность пройти на судне через Северный Ледовитый океан.
В записке приводится очень интересное наблюдение: «...по собственному примечанию найден способ ко осторожности, который и употреблялся с пользою; а оной состоял весьма в небольшой догадке, и только надобно выпалить из пушки: буде корабль находится на обширной воде, то от онаго выстрела никакого звуку слышно не будет, когда в близости берег или лед и при тихом ветре, то по выстреле воздух потрясется и ударится о находящуюся вблизи твердость, а то и слышно будет на корабле и уверит, в которой стороне и на какой обширности есть лед или берег» [3].
Сейчас по этому же принципу отражённого звука построены современные приборы для определения близости судов или какой-либо опасности.
Записка наполнена патриотическим духом служения Отечеству и мужеством моряков-первопроходцев. В частности, в ней говорилось о «такой непоколебимой твёрдости, чтоб не беспокоился мыслями, хотя и надобно дать честь такому человеку, который для пользы Отечеству презирает свою жизнь…» [4], «ревность и усердие к службе некоторым образом представляют надежду к преодолению трудностей» [5].
Также в записке сообщалось о погодных условиях, ледовой обстановке и физиологических реакциях организма в северных широтах.
Надо отметить, что с морской точки зрения обе экспедиции Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе, не теряя один другого из виду. Что же касается маршрута, предложенного Чичагову Ломоносовым, то благодаря экспедиции стало ясно, что эта задача невыполнима. Пройти на парусных судах через Северный Ледовитый океан, тем более через полюс или вблизи него невозможно.
К сожалению, в экспедицию не был взят художник («живописец»), который мог сделать необходимые зарисовки, как было принято в те времена. В эти дни 250-летия второго плавания капитана Чичагова по маршруту его экспедиции планируется совместная российско-норвежская экспедиция. Её уникальность состоит в том, что, как и 250 лет тому назад лодка будет деревянная. Она сделана из дуба более 75 лет назад Колином Арчером, строителем знаменитого нансеновского «Фрама». Симтоматично, что российские и норвежские моряки и исследователи вместе осваивали Арктику, неслучайно имя Нансена высоко ценят в России. Ну а Его Императорское Высочество Павел был наследником Норвежского престола. Однако на этот раз в экспедиции примет участие заслуженный российский художник.
Необходимо отметить, что сегодня, спустя 250 лет, мы считаем необходимо изменить оценку той экспедиции. Она заслуживает увековечивания памяти, например, присвоении одной из новых улиц имени капитана Чичагова, выпуске почтовых марок и конвертов (открыток), посвящённых экспедиции в нынешнем юбилейном году.
Вместе с тем, необходимо выразить слова благодарности тем организациям, которые стремились сохранить и популяризировать эту поистине историческую экспедицию. Библиотека «Совкомфлот» при содействии Русского Географического общества опубликовала в издательстве «Паулсен» текст книги по изданию Гидрографического департамента Морского министерства (Санкт-Петербург, 1854 год). В основу книги «Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова» легло составленное М.В.Ломоносовым «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию». Впервые книгу в 1854 году издал Александр Соколов, который считал эту работу важнейшей из трудов М.В.Ломоносова. И в наши дни этот исторический обзор остаётся весьма значимым, поскольку отражает не только заслуги России в исследованиях Арктики, но и в определенном смысле приоритеты. Кроме того, в книгу вошли материалы о подготовке экспедиции, инструкции её руководителю – капитану бригадирского ранга Чичагову, его оправдательная записка, объясняющая причины неуспеха экспедиции, документы Адмиралтейств-коллегии и письма, связанные с отправкой обоих плаваний Чичагова, описание его путешествий. Соколов составил книгу на основании рукописи, которую отыскал в Главном морском архиве. До него на русском языке материалы экспедиции не издавались, хотя упоминание о ней было в статье Г.Берха «Дополнения к жизнеописанию М.В.Ломоносова», напечатанной в «Московском телеграфе» в 1828 году и в изданиях «Северная пчела» (1847 г. № 285) и «Северном обозрении» (1848 г. № 3). В тоже время ещё в 1793 году описание путешествия было издано на немецком языке Миллером под названием «Herrn von Tschitschagow Reise nachdem Eismeer S.P.B». Однако его книга поныне остаётся непереведённой.
После Миллера материалы этой экспедиции обрабатывал наш знаменитый мореплаватель И.Ф.Крузенштерн. однако и у Миллера и у Крузенштерна оказалось весьма мало источников для подробного описания экспедиции.
© Мозговой С.А., 2016.
© Мозговой С.А., фото, 2016.
Статья поступила в редакцию 10.06.2016.