Гончарик Алексей Александрович,
преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,
НИУ Высшая школа экономики — Пермь (Пермь)
e-mail: alex_vselenf1fan@mail.ru
В обзоре рассматриваются основные идеи и подходы к культуре как фактору развития, которые предлагались на Международном культурном форуме в Ульяновске в сентябре 2012 года. Автор акцентирует внимание на заседаниях, связанных с разработкой культурной политики, анализом ее региональных стратегий, выявлением места творческих индустрий в территориальном развитии. Особое внимание в обзоре уделено заседаниям с участием представителей Российского института культурологии, который был одним из главных участников формирования «повестки дня» для будущего культуры в современной России.
Начиная с 2011 года, Форум, о котором пойдет речь, стал для Ульяновска постоянно действующим, более того, с уверенностью можно сказать, стал визитной карточкой города и всего региона в целом. Международный культурный форум «Культура и развитие» 2012 года, а также проведенные в рамках этого события культурные и деловые мероприятия, которые начались задолго до официального открытия, привлекли внимание не только отечественных и зарубежных специалистов. Впервые в истории постсоветской России проблемы культуры обсуждалась в разных ракурсах и с участием экспертов и представителей федеральных органов власти, предпринимательских структур и молодежных общественных организаций. Нынешний форум был призван выявить и осмыслить существующие связи между культурой и развитием, поскольку актуальность и многосторонность этой проблемы для России очевидны.
Ульяновская область как площадка реализация новой культурной политики уже несколько лет демонстрирует не только интерес к инновациям, но и постоянное их внедрение. В первую очередь, это активная политика, ориентированная на включение Ульяновска в программу «Культурная столица Европы», проработка возможностей участия в программе «Культурная столица Азии» (город уже имел позитивный опыт участия в программе «Культурная столица Поволжья» в 2004 г., а также в сетевом марафоне культурных событий Приволжского федерального округа) и др. Сегодня на улицах города уже можно наблюдать различные символы нового образа Ульяновска как культурной столицы. Губернатор Ульяновской области особо подчеркнул, что ее жители сегодня гордятся конкурсами (такими как «Современная культура в Ульяновской области»), премиями, грантами, которые связаны с поддержкой культурных начинаний и талантов. Незадолго до Форума в Ульяновске был официально открыт первый культурный бизнес-инкубатор в России «Квартал», который стал еще одной культурной инновацией. Вообще, готовность власти сделать регион пилотной площадкой для реализации культурных проектов и проводить у себя ежегодные общероссийские культурные форумы свидетельствует о новых чертах культурной политики региона.
Прошедший Форум состоял из деловой и культурной программ, причем последняя была обращена, в первую очередь, к жителям области и являлась подкреплением основных его идей. Одна из них — раскрытие нового понимания культуры. Дело в том, что глобальные изменения в современном мире отразились на восприятии культуры, на понимании ее не только как сферы деятельности и соответствующей ей инфраструктуры, но и как системы ценностей, образа жизни, ментальности и т.п. В том или ином контексте об этом говорили на Пленарном заседании Форума Председатель Совета Федераций Федерального собрания В. И. Матвиенко, Министр культуры В. Р. Мединский и губернатор Ульяновской области С. И. Морозов. Основная же задача Форума, как отметил на открытии С. И. Морозов, — это установление взаимосвязей между профессиональным обсуждением различных аспектов культуры и политической волей, то есть переход от понимания задач и целей культурного развития к их воплощению в конкретных документах и действиях. С. И. Морозов заявил, что основная цель культурной политики — это развитие человеческого потенциала, а культура — это ценностно-смысловая составляющая региональной идентичности и одновременно одна из составляющих общего потенциала региона.
Ряд интересных предложений прозвучал в выступлении В. И. Матвиенко, открывшей пленарное заседание форума. Среди них — необходимость выделения культуры в отдельный национальный проект, а также формирование бюджетной защиты сферы культуры на федеральном и региональном уровнях, позволяющей уйти от «финансирования по остаточному принципу» и осуществлять его в соответствии с законодательными нормами. В таком случае соблюдение нормативов финансирования сферы культуры фактически станет обязательством для руководителей различных уровней властей и позволит изменить существующую пока ситуацию (так, например, в стратегии развития России до 2020 года на культуру выделяется только 0,6% от ВВП, несмотря на то, что она провозглашает развитие образования и культуры как первоочередные задачи экономического роста и устойчивости социального развития). В. И. Матвиенко завила, что рассматривается инициатива проведения в России в 2014 году Года культуры, для чего необходимо создать серьезную программу в поддержку культуры и развивать взаимодействие органов власти и культурного сообщества. Культура, на ее взгляд, является источником преодоления ценностных противоречий и средством объединения людей, возвращения обществу ценностей доверия.
Активное внедрение дискурса, связанного с развитием творческих и культурных индустрий в Ульяновской области, можно рассматривать как показатель продуманной культурной политики, основанной на встраивании в глобальные тренды развития креативной экономики. На открытии Форума В. Р. Мединский заявил, что возрастание роли гуманитарных инноваций и творческих индустрий влияет на рост экономики, а также остановился на проблеме взаимодополнительности в использовании культурного и туристического потенциала, так как, по его словам, они фактически являются синонимами. Можно было заметить, что видение нового руководства связано с внедрением инновационных практик, но при этом с возможностью сохранения наследия. Поиск баланса между консервативным (традиционным) и инновационным подходами — одна из главных задач современной культурной политики, поскольку это позволит избежать конфликтов. На это обратил внимание и модератор пленарного заседания Форума, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Е. Швыдкой.
В течении двух дней деловой программы Форума были проведены десятки круглых столов, дискуссий и рабочих совещаний. На разных площадках города в течение второй половины сентября состоялись III Всероссийское градостроительное совещание «Градостроительство и городская среда», II Всероссийский конкурс инновационных архитектурных проектов «Архитектурный образ России», Международная ассамблея художников «Пластовская осень» и другие. Основные мероприятия Форума проходили в символическом (культурном и политическом) центре города и всего региона — Ленинском мемориале, который является местом проведения большинства крупных культурных событий города.
Развитию этого центра был посвящен один из первых круглых столов Форума, на котором обсуждалось создание профессионального музея СССР. В ходе выступления инициаторов создания Музея СССР, директора агентства «Музейный проект» Н. А. Никишина и директора Ульяновского областного центра туризма и сервиса С. Г. Лаковского, была представлена его концепция, к обсуждению которой активно подключились участники Форума, переведя заседание круглого стола в формат дискуссии. Основной причиной мгновенного изменения формата оказалась «горячая» тема советского наследия — наследия СССР как великой империи и агента влияния на международной арене, — которая в постсоветский период, по сути, стала предметом политических и идейных споров представителей различных партий и общественных групп.
Инициаторы обсуждавшегося проекта обосновали необходимость его поддержки тем, что советская цивилизация является самостоятельной и по-прежнему актуальной темой. Музей СССР предполагается организовать как многофункциональный центр со множеством зданий, охватывающий историческую часть города. В. Р. Мединский отметил, что создание Музея СССР как современного музейного и технологического комплекса, направлено на то, чтобы «человек попадал в эпоху». Проект музея СССР был воспринят и как источник социально-экономического развития региона, привлечения дополнительных финансовых ресурсов, туристических потоков и т.п. В контексте обсуждения проекта была затронута и судьба Ленинского мемориала, который, по мнению инициаторов Музея СССР, должен сохраниться, но трансформировать свои функции — демонстрировать историю страны через личность основателя советского государства. Таким образом, Ульяновская область, не отказываясь от одного из главных символов региона, сможет изменить, расширить основной свой бренд, открыть тему советского наследия для молодых поколений, уже выросших в условиях новой России.
В рамках Форума была организована дискуссия «Культура и наука: ответственность перед будущим», посвященная памяти ученого, руководителя и ведущего телепрограммы «Очевидное — невероятное», профессора Сергея Петровича Капицы, а также круглый стол и «Статус культуры в обществе и системе государственного устройства: как сделать культуру приоритетным направлением?». Творческим индустриям был посвящен специальный круглый стол с участием представителей бизнеса из разных российских городов. Итогом обсуждения стало решение о создании контактной базы творческих предпринимателей России. По мнению участников, формирование сетевого сотрудничества необходимо им для дальнейшей институционализации культурных индустрий как сектора экономики России. Творческие индустрии выходят постепенно на первый план в объяснении связки «культура и развитие». Не случайно, за несколько дней до начала деловой программы Форума в Ульяновске было проведено несколько семинаров для творческих предпринимателей.
Особое место на форуме заняла серия мероприятий, которые проводились с участием сотрудников Российского института культурологии (РИК), отмечающего в этом году свой 80-летний юбилей, и одно из специальных заседаний «Культурология: UPGRADE» было ему посвящено. Основной темой заседания стали поиски места культурологии в системе гуманитарных наук, вопросы расширения ее междисциплинарных связей с историей, антропологией, философией, социологией и т.д.
Ученый секретарь РИК Н. А. Кочелева рассказала о ключевых проекта института: Российском культурологическом конгрессе, который проходит раз в два года, Фестивале визуальной антропологии, о Центре российско-польских культурологических исследований и дискуссиях о статусе культурологии на конференциях в Белых Столбах и др.; специально была затронута и тема сотрудничества с ЮНЕСКО. Также были представлены основные публикации сотрудников института за несколько последних лет. Заместитель директора РИК по научной работе А. Г. Васильев рассказал о проблемах институционализации «сultural studies», отметив недостаточное знакомство российских культурологов с данным направлением.
Директор РИК К. Э. Разлогов выделил несколько дискуссионных моментов, касающихся культурологической терминологии (перевода понятия «культурология» на английский язык) и содержательного развития культурологии как научной дисциплины (развитие в контексте двух традиций — гуманитарной и искусствоведческой), ее оценки со стороны представителей других дисциплин и направлений, а также конкуренции философии и культурологии. Заведующая сектором культурологических проблем социализации РИК И. М. Быховская рассказала о специфике образовательной культурологической парадигмы, о проблемах культурологического компонента в системах общего и высшего образования. Она выделила два основных подхода к представлению в них культурологических дисциплин: 1) просветительский и развлекательный; 2) рассматривающий культурологию как важнейшую составляющую любого образования, основу внутреннего осмысления любой профессии на основе анализа ее культурных оснований. Второй подход представляется докладчику наиболее важным, поскольку, по сути, превращает культурологию в основу формирования личностных и профессиональных качеств специалистов.
Думается, что участники форума не были удивлены таким большим числом мероприятий, модераторами которых стали представители РИК, поскольку институт является одним из центров изучения современной российской культурной политики. Об этом свидетельствует подготовка профайла по культурной политике России для проекта Совета Европы Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe, а также работа над Национальным обзором культурной политики — документом, описывающим ситуацию и тенденции развития культуры в современной России. В рамках Форума на рабочем совещании по подготовке доклада глава рабочей группы К. Э. Разлогов ознакомил участников с основными вопросами и проблемами будущего обзора. Он отметил, что задачей данной работы является проекция в будущее — учет современных реалий развития культуры и влияния новых технологий. Доклад должен объяснить, почему от культуры нельзя отказываться при решении социальных и экономических вопросов. Среди важных проблем, которые будут освещены в обзоре, — характеристика международных тенденций в культурной политике (развитие культуры как инструмента устойчивого развития, возрождения городов, инноваций, креативности и др.) и особенности адаптации существующих понятий и подходов к российским реалиям. Отдельный раздел обзора будет посвящен творческим и культурным индустриям. Особое место в докладе займет разбор региональных кейсов культурной политики на примере трех субъектов Российской Федерации — Ульяновской и Омской областей, Республики Марий Эл, благодаря чему будут выявлены проблемные точки для всей страны и для каждого региона в отдельности.
Проблематика культурной политики освещалась и на круглом столе «Нужно ли России входить в программу “Культурная столица Европы”?», основными участниками которого стали представители организаторов двух нынешних проектов по включению России в эту программу. Пермь представлял бывший вице-премьер Правительства Пермского края, театральный режиссер Б. Л. Мильграм, Ульяновск — губернатор области С. И. Морозов. Б. Л. Мильграм вел обсуждение; он также осветил ситуацию с данным проектом в Перми и отметил, что участие России в данной программе находится под большим вопросом, поскольку к участию приглашаются только страны — члены ЕС или кандидаты на вступление в ЕС. Заявка Перми на культурную «столичность» была очень амбициозной (более подробно эта идея была раскрыта на Пермском экономическом форуме 2010 г.), но в то же время вдохновила городских жителей на активное включение в жизнь города.
На примере фестиваля «Белые ночи в Перми» он пояснил, что произошел ментальный сдвиг и возврата к ситуации, когда культура не являлась локомотивом развития, уже не может произойти. В связи со сложностями процедур и невозможностью в ближайшие годы принять участие в европейской программе Б. Л. Мильграм предложил не внедряться назойливо в Европу, а создавать свою собственную «столичность», которая может стать «потрясающим закреплением статуса» и позволит раскрыть творческий потенциал жителей города. Главное, как отметил Б. Л. Мильграм, это вера в реализацию намеченной программы. Во время дискуссии обсуждалась и идея программы «Культурная столица России», которая могла бы по типу европейского проекта стать программой единения регионов нашей страны.
С. И. Морозов заявил, что участие Ульяновска в программе «Культурная столица Европы» — это не претензия на суперстоличность, а поиск своей региональной идеи, которая могла бы объединить людей и сплотить регион. Как подчеркнул губернатор, «столичность» — это то слово, которое позволяет сформировать у жителей города чувство, что здесь можно жить и работать, «чувствовать себя гражданином мира». С.И. Морозов отметил, что «мы строим мировой креативный город», а через него и «мировой креативный регион». Действительно, в региональной конкуренции российских городов Ульяновск выглядит одним из самых «креативных» — об этом свидетельствует и политическая воля руководства, и насыщенность событийной культурной жизни на всей территории области, и растущая инвестиционная привлекательность области и города.
Еще одно важное мероприятие Форума — круглый стол «Культурная политика в регионах и борьба за идентичность». Его модератором выступила заведующая сектором стратегий социокультурной политики РИК О. Н. Астафьева. Особенностью круглого стола стал предложенный подход к открытому обсуждению проблемы не только как сугубо теоретической, а, напротив, имеющей практическое значение для развития территорий страны[1]. К участию в круглом столе были приглашены ученых из разных регионов, занимающиеся анализом региональной ситуации и основных трендов культурной политики.
О. Н. Астафьева отметила, что в формировании идентичности происходит борьба за определение ее сущности, вырабатываются разные региональные стратегии, обеспечивающие преимущества той или иной идентификационной модели. Специально было подчеркнуто, что при анализе региональной идентичности культуру не следует воспринимать только как сферу, регион — как политико-административную единицу, а идентичность — как жестко закрепленную схему, поскольку она скорее представляет собой динамично изменяющуюся и постоянно ускользающую реальность. Дискуссионность проблемы проявилась при обсуждении стратегий культурной политики, реализуемых в разных городах Урала, Юга России, ее центральных регионов. Важно отметить, что по итогам обсуждения был выделен ряд моделей, в которых акцентируются различные аспекты формирования идентичности в регионах. В перспективе участники круглого стола сошлись во мнении, что исследование данного вопроса должно быть продолжено, поскольку социальная и культурная динамика вносит коррективы в казалось бы транслируемые веками модели, деструктурируя их под влиянием сложного контекста.
В целом Форум объединил множество актуальных вопросов теории и практики культурной политики, которые до этого времени не так часто становились предметом специального рассмотрения в политическом и интеллектуальном дискурсах. Однако участники разных стран и регионов могут стать лидерами и предвестниками изменений в сфере культурной политики и продвижения новых форматов коммуникации, познакомившись с ситуацией в разных территориях и обменявшись опытом с другими участниками.
На финальном пленарном заседании советник Губернатора Ульяновской области, директор фонда «Ульяновск — культурная столица» Т. А. Ившина заявила о принятии принципиального решения о проведении Форума в следующем году с акцентом на обсуждении молодежного измерения культурных процессов. Надеемся, что к следующему Форуму 2013 года часть проектов и инициатив, заявленных и объявленных на нынешнем Форуме, будет реализована, и мы сможем подвести итоги предварительной работы в отношении культуры как фактора развития сообществ, городов, регионов и страны в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ряд подходов к проблемам региональной культурной политики проанализирован, например, в работе: Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность : (лекции 6–8) // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2011. № 2 (4). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/73.html&j_id=6 (дата обращения: 28.09.2012).
© Гончарик А. А., 2012
Статья поступила в редакцию 29 сентября 2012 г.