Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №3, 2014

Сергей Гусев
Раскопки поселения Уненен (древнекитобойная культура) на Восточной Чукотке в 2007–2014 гг.

В статье содержится краткий отчет о работе Берингийской археологической экспедиции Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева в Восточной Чукотке в 2007 – 2014 гг. Предметом изучения были памятники древнекитобойной культуры Чукотки и Аляски (конец II – начало I тысячелетия до н.э.).

В 1997 г. на территории современного чукотского села Нунлигран было выявлено древнее поселение. Стоянка расположена на южной окраине современного поселка, у моря, на второй морской террасе у галечно-песчаного пляжа. С запада она ограничена крутым склоном горы. Площадь, по уточненным данным, составляет более 5,7 га. Выделяются три участка с интенсивно окрашенной и относительно более высокой растительностью. Здесь местные жители брали грунт для теплиц. Грунт, представляющий собой обильно гумусированную супесь или суглинок, включает многочисленные кости морских и наземных животных и птиц, дерево, артефакты. Местные жители называют эту территорию Ун’эн’эн – «пониженное место». 

Исследования продолжались в 2003 и 2005 гг. и позволили уточнить датировку и характер культурного слоя. С 2007 г. и по 2014 г. раскопки на площади более 100 м2 ведутся ежегодно.

Датировки по С14 определяют возраст 2900 – 3200 лет от наших дней, а при переводе в календарные даты удревняются, и указывают возраст поселения древних китобоев в диапазоне XV – XIII вв. до н.э.

С момента открытия в 1956 г. Дж. Гиддингсом на косе у мыса Крузенштерна (Аляска) древнекитобойной культуры, сущность этой культуры и ее название подвергались яростной критике. Сомнение вызывал прежде всего сам факт древнего китобойного промысла. С открытием поселения Уненен на Восточной Чукотке и его исследованием ситуация кардинально изменилась, так как раскопки 2007 г. принесли на глубине 50 – 60 см от современной дневной поверхности сенсационную находку.

Она представляет собой клык моржа с гравировкой. Клык длиной 49 см оформлен в виде нерпы – с головой и плавниками на концах. С одной стороны клыка изображен белый, с другой – бурый медведи. Есть изображения строений в виде навесов на трех опорах. Жанровые сцены представлены сценами охоты на китов и тюленей с многоместных беспалубных лодок – умиаков, стрельбой из лука, сакральными действиями. Есть рисунок охотника в каяке.

Технология охоты и конструкция лодок относятся к протоэскимосской традиции. Это первая такого рода находка в Северной Пацифике. Сцены охоты на кита, изображенные на клыке моржа, напрочь отмели все сомнения в способности представителей этой культуры охотиться на кита с воды.

При проведении археологических исследований в 2008 и 2009 гг. были выявлены выкладки из черепов моржей, уложенных линиями в затылок друг к другу.

В 2010 г. был оконтурен с запада и юга развал сооружения из костей кита и деревянных плах.

В 2011 г. основным результатом работ стала разборка выкладок из костей и дерева, рухнувших конструкций в южной части раскопа в третьем слое. Слой содержал большое количество находок из органики: кости, рога, дерева, китового уса, кожи. Уникальным явилось выявление и исследование хорошо сохранившегося сооружения из трех os penis моржа и зажатого между ними черепа оленя, с обкладкой наконечниками, ножом и раковинами мидий – Святилище Уненен. Святилище показывает борьбу морских и сухопутных сил. Подобные святилища ранее не были известны. В совокупности с выкладками из черепов моржа все это указывает на существование на Уненене крупного ритуального комплекса.

Среди каменных изделий и отщепов преобладает яшмоид различных оттенков серого цвета с однородной или полосчатой структурой. Обсидиан, туф, халцедон, кварцит и кремень составляют в процентном отношении менее 4% от общего количества каменного инвентаря. Каменный инвентарь представлен ножами на пластинчатых отщепах с краевой одно- или двухсторонней ретушью, скребками на пластинах и пластинчатых отщепах, скреблами, дрилями, наконечниками стрел и дротиков на пластинах.

Отходы каменного производства представлены многочисленными отщепами, сколами, чешуйками и сработанными аморфными нуклеусами. Исходным материалом для изготовления орудий служили уплощенные продолговатые отщепы различной конфигурации. Получение таких отщепов сопровождалось характерной подготовкой ударной площадки – пришлифовкой и защипами с боков. 

Имеется целая серия находок концевых копьецов наконечников гарпуна со шлифованной поверхностью, боковых и концевых вкладышей с ретушью и частичной пришлифовкой.

Количество предметов из органики в 2011 г. заметно возросло, что связано с тем, что мы приступили к расчистке уровня слоя, находившегося до начала раскопок в мерзлом состоянии. Наряду с поворотными наконечниками гарпуна встречаются зубчатые наконечники «алеутского круга». Найдено несколько колков для поворотных гарпунов. Впервые найдены иголки с ушками для шитья из клыка моржа. Совершенно уникальна находка кожаной обуви в виде мокасина из кожи тюленя со шнурками. Это единственный такого рода предмет столь глубокой древности в Северо-Восточной Азии. 

Выявлено значительное количество высокохудожественных предметов. В их числе:

- деревянный ковш с рукоятью с изображением лицевой части головы полярной совы. Рукоять ковша уплощенная, округлая, выполнена в виде лицевой части головы полярной совы с рельефными деталями – спиралевидными глазами на округлом перьевом лицевом диске, ромбовидным клювом, подшейной опушкой, показанной полукруглыми рядами; перьевые «ушки» над лицевым диском сделаны сильно выступающими, сросшимися над головой;

- календарь или счетная палочка. Обрезок клыка моржа в виде изогнутого сужающегося к острию стержня, на одной поверхности нанесены одиннадцать рядов пиктограмм в виде коротких прямых, штрихов, крестиков, галочек и их комбинаций. 

Также были найдены фигурка калана из дерева и полоз санок для транспортировки добычи из клыка моржа. 

В 2012 г. были обнаружены новые уникальные сакральные предметы: ритуальная чаша из клыка моржа, наполненная охрой; священный кожаный мешок-сосуд с лапой нерпы и пальцем медведя с когтем внутри. Отметим также находку браслета, сплетенного из китового уса.

Было выяснено, что комплекс прекратил свое функционирование около 3.000 лет назад в результате землетрясения, когда подземные толчки силой до 7 баллов сместили с сопки, расположенной непосредственно к западу, каменные блоки, вес ряда которых превышает 2 тонны. Каменные потоки, что легли непосредственно на культурный слой, надежно датируемы концом II тысячелетия до нашей эры. Вместе с камнями культурный слой был перекрыт и стерильным слоем светло-коричневого суглинка. Эти обстоятельства обеспечили хорошую сохранность изделий из органики.

Основным результатом работ на поселении Уненен в сезоне 2013 г. явилось исследование обнаруженного сооружения каркасно-столбовой конструкции. Площадь сооружения может быть определена по местонахождению опорных столбов из дерева. В центре сооружения находится коридорообразная площадка из плашмя уложенных каменных плит. Возможно, плиты в кв. 501-502/1002 являются продолжением коридорообразной выкладки или сползли по склону. Исходя из расстояний между опорными столбами, можно определить размеры сооружения в пределах 6х3 м. Сооружение было вытянуто по склону в направлении с Северо-запад на Юго-восток в сторону моря. Центральной частью его была площадка из каменных плит. По характеру находок сооружение представляет собой мужской дом.

Выявление мужского дома-«каджима», где был раскопан ритуальный шаманский комплекс, стало сенсационным. Там были обнаружены высокохудожественный сосуд из клыка моржа с охрой внутри, кожаный мешок с атрибутами для магии внутри: лапа нерпы и палец медведя с когтем, диадема, сплетенная из китового уса.

Раскопки 2014 г. принесли новую сенсацию: выложенные из стволов деревьев и кустарников полы. Это первая такого рода находка на Северо-Востоке Азии для столь древнего периода (XV – XIII вв. до н.э.). Полы находятся на глубине более 1,5 м от современной дневной поверхности. Уложенные параллельно рядами деревянные полы на разных участках составляют по площади от 6 до 10 м2. Полы примыкают, в свою очередь, к центральной площадке, выложенной каменными плитами. В настоящее время выявлено 3 уровня древнего пола. По мере нарастания культурного слоя сверху укладывался новый уровень деревянных полов. Как здесь не привести аналогии с деревянными мостовыми средневекового Новгорода! Каждый уровень пола сверху покрывался дерном. На данный момент вскрыт третий уровень древнего пола, вмороженный в настоящее время в культурный слой. Уровень домостроения свидетельствует об оседлости и умении прекрасно работать с деревом, дефицитным для здешних мест материалом.

Найдены уникальные предметы: шаманская «кукла» из шерсти белого медведя, обмазанная вдоль тулова охрой; клык моржа с гравировкой, изображающей жилища и лес; личина из дерева с моделью татуировки, реалистично передающая антропологические черты эскоалеутов; игольник из оленьего рога с семью вложенными иглами из клыка моржа диаметром 1,5 мм с высверленными ушками; фигурка росомахи из дерева; зуб мамонта и другие.

Указанные находки и сооружения позволяют отнести поселение Уненен к главному, центральному объекту по изучению древних культур морских зверобоев Северной Пацифики и Арктического региона.

Из находок необходимо отметить находки поворотных наконечников гарпуна типа гренландской культуры индепенденс, известных ранее за пределами Гренландии только по раскопкам на Аляске и с острова Врангеля (стоянка Чёртов овраг).

Выявлено значительное количество высокохудожественных предметов. В культурном слое выявлены череп кита-сеголетки, черепа моржа, часть из них – с клыками в сборе, кости нерпы, птицы и кита, раковины мидий, китовый ус.

Анализ комплекса показывает культурное и геохронологическое единство поселения Уненен, с Old Whaling мыса Крузенштерн и стоянкой Чёртов Овраг на острове Врангеля, прелахтинскими памятниками к югу от Анадыря и указывают на связи с далекой Гренландией. Калиброванные даты (22 образца) относят время существования поселения к XV – XIII вв. до н.э.
 
© Гусев С.В., 2014.
© Гусев С.В., фото. 2014.

Материал поступил в редакцию 25 сентября 2014 г..

Гусев Сергей Валентинович,
кандидат исторических наук,
заведующий Историко-археологическим отделом
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: agus_2004@mail.ru 


Другие статьи автора: Гусев Сергей

Архив журнала
№3, 2017№4, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба