ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №3, 2016

Владимир Баринов, Кристина Баринова
Отечество, отечественные войны и российская мемориальная культура: сущность и формы выражения во времени и пространстве (Часть 1)
Просмотров: 221

Баринов Владимир Анатольевич,
начальник отдела организационного обеспечения заседаний 
Законодательного Собрания и его комитетов организационного управления 
аппарата Законодательного Собрания Омской области,
лауреат Немецкой национально-культурной автономии Омской области (Омск),
е-mail: barinov@omskparlament.ru

Баринова Кристина Владимировна,
методист бюджетного учреждения культуры Омской области «Областной дом ветеранов» (Омск),
е-mail: barinov@omskparlament.ru
Аннотация. Показано, что Отечество является одной из главных ценностей для народов, входящих в состав Российского государства. Проанализировано наличие понятия «Отечество» в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, манифестах, воззваниях, обращениях и выступлениях руководителей Российского государства. Раскрываются особенности России, Отечества, Отечественной войны. Дается характеристика народного движения Смутного времени, Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как войн, имеющих характер отечественных. Раскрывается государственный смысл памятников истории и культуры – «Тысячелетие России», «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», Храма Христа Спасителя, «Героям Первой мировой войны», Мемориального комплекса Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на Поклонной горе в Москве. Делается вывод о том, что источник силы России – в богатстве и нерушимости традиций патриотизма, самоотверженной защиты Отечества, сплоченности нации перед лицом внешней опасности.


Ключевые слова: Россия, национальное самосознание России, Отечество, отечественные войны, Победа, дни воинской славы, памятные даты, Смутное время, Отечественная война 1812 года, Первая мировая война 1914-1918 годов, Великая Отечественная война 1941-1945 годов памятники истории и культуры


Открыть PDF-файл


Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали –
Смотрите ж: все стоит она!


А.С. Пушкин. Бородинская годовщина

 


2016 год – год 75-й годовщины начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В результате войны наш народ отстоял свободу и независимость России и одержал Великую Победу. Опыт войны показал, что Победа была достигнута на основе небывалого единства власти, армии, народа, людей всех национальностей, религий, единством оружия духовного и материального. Она ковалась в душах людей и в металле, полководцами и солдатами на полях сражений, героическим трудом в тылу.

Духовные слагаемые Победы – это сила духа народа и армии, основанная на безграничной любви к Родине, на славных традициях, заложенных великими предками, на патриотизме, мужестве, героизме, готовности к самопожертвованию и беззаветной вере в Победу.

Эти традиции победителей продолжают их потомки. Одним из ярких свидетельств этого является то, что в последние годы 9 мая, в день Великой Победы, миллионы наших соотечественников своим участием в общественной акции «Бессмертный полк» заявляют о том, что они почитают своих предков, уважают свою историю и твердо стоят за Отечество. И в этом единстве поколений – сила России, её национальное достояние и нерушимая нравственная опора.

Отечество – одна их главных ценностей для народов, входящих в состав Российского государства. На протяжении всей истории для народов, входящих в состав Российского государства, идея Отечества являлась одной из их главных ценностей. Президент Российской Федерации В.В. Путин в приветствии XVIII Всемирному Русскому Народному Собору на тему «Единство истории, единство народа, единство России» (Москва, Храм Христа Спасителя, 11 ноября 2014 года) констатировал: «Наша страна всегда была крепка традициями единения и сплоченности – вокруг великих, созидательных целей, во имя свободы и независимости Отечества. Мы должны знать свою историю, помнить, что есть безусловные ценности и идеалы, которые передаются из века в век, из поколения в поколение. Это – патриотизм и священный долг защищать Родину, межнациональное согласие, добрососедство и взаимное уважение. Это верность своим корням, гордость за ратные подвиги и трудовые свершения предков. Такая преемственность – служит прочной опорой нашей государственности, помогает добиваться успеха в решение масштабных задач, стоящих перед страной» [1]. 

Именно национальное самосознание обеспечивает эту преемственность, дает единое понимание истории нашего Отечества: с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий, с почитанием общих героев, с сооружением и сохранением общих памятников истории и культуры. 

Национальное самосознание России обнаруживает себя в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», Федеральном законе от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», манифестах, воззваниях, обращениях и выступлениях руководителей Российского государства. 

Отечество и Конституция Российской Федерации. Национальное самосознание России, торжественно заявляя о себе на высшем государственном уровне в Основном Законе, – в Преамбуле Конституции Российской Федерации, – закрепляет и провозглашает значимость Отечества как одной из главных ценностей. Вот эта конституционная формула: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, // соединенные общей судьбой на своей земле, // утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, // сохраняя исторически сложившееся государственное единство, // исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, // чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, // возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, // стремясь обеспечить благополучие и процветание России, // исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, // сознавая себя частью мирового сообщества, // принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Подчеркнем, что в настоящее время доминирует представление о конституции как общенациональном правовом документе, утверждающем демократические принципы, институты и нормы, обеспечивающие всем членам общества равную возможность жить в государстве в качестве его политических граждан [2]. В этом контексте некрасовские поэтические строки, – «Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан. // А что такое гражданин? // Отечества достойный сын» [3], – для нас представляют особую ценность. Почему?
 

Перед началом Куликовской битвы из уст Дмитрия Донского прозвучало обращение к воинам – сыны русские. Через два столетия, в эпоху Смуты, в литературе утвердилось выражение – доброхоты земли русской. Широко употребляемое ныне и привычное для слуха слово патриот, появившись в 1716 году в «Рассуждениях о причинах Свейской войны» П.П. Шафирова, вплоть до конца ХIХ века использовалось параллельно со своим синонимом – русским термином сын Отечества [4]. Таким образом, гражданин, патриот, сын Отечества – ключевые понятия, фиксирующие сущностные характеристики защитников Российского государства.

На протяжении всей истории Российского государства поколения россиян с оружием в руках отстаивали свободу и независимость России, были и являются достойными сынами Отечества. Укажем, что пункт 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации определяет, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Учитывая государственное значение Конституции Российской Федерации, в России установлена памятная дата: 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

Отечество и Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации». Национальное самосознание России в тексте Государственного гимна Российской Федерации также закрепляет и провозглашает значимость Отечества как одной из главных ценностей: «Россия – священная наша держава, // Россия – любимая наша страна. // Могучая воля, великая слава – // Твое достоянье на все времена! // Славься, Отечество наше свободное, // Братских народов союз вековой, // Предками данная мудрость народная! // Славься, страна! Мы гордимся тобой!.. // Одна ты на свете! Одна ты такая – // Хранимая Богом родная земля!.. // Нам силу дает наша верность Отчизне. // Так было, так есть и так будет всегда!..». Запомним эти строки. 

Отечество и Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Исходя из этого, национальное самосознание России фиксирует:

- дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России (далее – дни воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России;

- памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (далее – памятные даты России).

Вышеназванный федеральный закон устанавливает 17 дней воинской славы и 15 памятных дат России. Обратим внимание на то, что День защитника Отечества (23 февраля), День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля), и День Героев Отечества (9 декабря) установлены в знак признательности соотечественникам, внесшим и вносящим значительный вклад в обеспечение свободы и независимости России.

Что такое Россия? Ответ на этот вопрос содержится в указах Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». 

Приведем этот ответ. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру. Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации [5].

Подчеркнем, что в формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России [6].

Важное место в истории Российского государства принадлежит великому князю Владимиру Мономаху – «собирателю русских земель». Князь пользовался народной любовью и снискал себе славу миротворца и победителя половцев. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования. С его именем связаны «Поучение Владимира Мономаха» и шапка Мономаха, которые на протяжении многих веков влияли на деятельность князей, царей и императоров России. Поясним это положение подробней.

«Поучение Владимира Мономаха». Перед своей смертью Владимир Мономах поучает своих детей не давать сильным губить слабых, защищать вдов, сирот и убогих. Всякого встречного обласкать добрым словом, посещать больных и отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны. Уважать старших как отцов, а младших как братьев. Относительно войны советует детям снаряжать войско самим, а не надеяться на воевод. Во время походов не предаваться сну и не пировать. И самое главное, велит учиться читать и приводит в пример своего отца, Всеволода, который выучил 5 языков, сидя дома. Именно стремление к правде, справедливости, честности, законопослушанию, любви к Отечеству, бескорыстию, неприятию насилия, воровства, клеветы и зависти, семейным ценностям, целомудрию, добросердечию и милосердию, верности слову, почитанию старших, уважению честного труда явилось основой единого культурного (цивилизационного) кода России.

Владимир Мономах в своих поучениях оставил в наследство руководителям Российского государства два завета: 1) «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле» [7]; 2) «Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя бога со святыми. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет» [8]. И, как показывает отечественная история, руководители Российского государства, кто лучше – кто хуже, следовали этим заветам.

Шапка Мономаха. От Владимира Мономаха выводили свой род московские цари, поэтому великокняжеский венец, наряду со скипетром и державой, стал одним из главных атрибутов власти правителя всея Руси. Важным элементом церемонии восшествия на трон стало водружение на голову нового правителя шапки Мономаха, символа царской власти. Этот обряд называли «венчанием на царство». «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха» [9] – эта фраза, произнесенная Борисом Годуновым в одноименной трагедии А.С. Пушкина, указывает на высокий уровень ответственности руководителя Российского государства. 
 
Отметим, что в Российской Федерации установлен государственный праздник: 12 июня – День России. А в ХIХ веке в Великом Новгороде к 1000-летию российской государственности был воздвигнут памятник истории и культуры – памятник «Тысячелетие России».

Что такое Отечество? Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к Отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм). Это понятие осмыслено в трудах философов разных эпох и народов.

Так, отношение к Отечеству считали главным еще древние мыслители. «Самые благородные помышления – о благе отечества», – утверждал римский политик и философ Цицерон в диалоге «О государстве» [10]. 

В начале ХIХ века А.С. Шишков, русский писатель, военный и государственный деятель, соратник императора Александра I, один из ведущих идеологов времен Отечественной войны 1812 года, в труде «Рассуждение о любви к Отечеству» высказал глубокие мысли по этой теме.

А.С. Шишков ставит сущностные вопросы и дает на них свои ответы: «Что такое Отечество? Страна, где мы родились; колыбель, в которой мы взлелеяны; гнездо, в котором согреты и воспитаны; воздух, которым дышали; земля, где лежат кости отцов наших, и куда мы сами ляжем. Какая душа дерзнет расторгнуть сии крепкие узы? Какое сердце может не чувствовать сего священного пламени?.. Что делает любовь к Отечеству? С благостью в очах, с прозорливостью в уме, с истиною и правосудием в сердце, печется о благоденствии народном. Она в одной руке держит законы, а в другой меч, и говорит народу: сии законы, начертанные мною на основании Божьих заповедей, суть ваша свобода; сей меч, держимый мною на поражение внешних и внутренних врагов, есть ваша безопасность: доколе сии законы свято будут храниться, до тех пор я с вами и вы свободны; доколе меч сей никому, кроме нарушителей законов, не будет страшен, до тех пор радость и спокойствие обитать будут в сердцах и жилищах ваших. Она говорит каждому сыну отечества: член великого тела! Не отрывайся от оного никогда, и поставленной от Бога над ним главе служи верою и правдою. Люби Царя и Отечество делами твоими, а не словами» [11]. Таким образом, А.С. Шишков утверждал, что любовь к Отечеству должна быть направлена на повышение его благополучия и обеспечение его безопасности, то есть защиты. 

А.С. Пушкин полагал, что духовно и религиозно осмысленная идея Отечества родит и утверждает в человеке чувство собственного духовного достоинства, этой первой основы внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Великий поэт России это выразил философскими строками: «Два чувства дивно близки нам – // В них обретает сердце пищу – // Любовь к родному пепелищу, // Любовь к отеческим гробам. // На них основано от века // По воле Бога самого // Самостоянье человека, – // Залог величия его. // Животворящая святыня! // Земля была б без них мертва; // Без них наш тесный мир – пустыня, // Душа – алтарь без божества» [12].

В начале ХХ века Л.А. Тихомиров, историк, государствовед, публицист, советник Председателя Совета Министров Российской империи П.А. Столыпина, в статье «Что такое Отечество?» назвал «идею Отечества величайшей из идей общественности» [13]. Мыслитель глубоко проанализировал это понятие, установил значение Отечества для людей, показал роль Отечества в сохранении российской государственности, сделал вывод о том, что поколения русских людей в течение тысячи лет трудились на благо целостного будущего Отечества.

Л.А. Тихомиров отмечает, что «уже в самом понятии своем Отечество дает идею общности происхождения, то есть общности и одинаковости природы людей. Слово «Отечество» происходит от слова «отец». Оно равнозначно слову «родина» – от слова «рождать». Оно выражает то, откуда мы происходим, чем порождены, выражает понятия связи, любви, взаимного попечения. Что такое поступать «по-отечески»? Это значит поступать с любовью, вниманием и авторитетом. «Отечество» это значит название по отцу. «Отчина» есть наследие от отцов, нечто преемственное, переходящее от отца к сыну, от прадедов к правнукам. Слово «отечественный» означает «свой», «природный», «прирожденный», «Родина» значит «родимая земля», нас родившая. Все «родное», «родственное» означает свое, сходное и близкое по духу и чувству» [14].

Л.А. Тихомиров обращает внимание на то, что «солидарность, братство, правда являются в Отечестве не в виде отвлеченных формул и принципов, а в живом осуществлении. Поэтому-то Отечество было всегда так дорого людям, и любовь к Отечеству так возвышала их самих» [15].

Л.А. Тихомиров констатирует, что Россия «существует тысячу лет, за это время претерпела немало изменений, бывали моменты даже, когда она исчезала как самостоятельное политическое целое, бывала раздроблена на части, захваченные в сферы влияния и обладания других государств. Но когда же, в какое столетие русские не сознавали, что они составляют нечто единое целое? Они знали это при рождении Русского государства и тогда уже могли говорить о «родине», об «отечестве» в смысле общности происхождения» [16]. Современная российская поэтесса Л. Рубальская в стихотворении «Отечество» эту мысль выразила следующим образом: «В дни удачи и в трудные годы // Мысль одна согревает меня – // Что мы все из Отечества родом, // По Отечеству, значит, родня» [17], то есть соотечественники.

Л.А. Тихомиров продолжает свои размышления: «Окидывая взглядом наши судьбы за тысячу лет, мы видим развитие одного и того же процесса, поддерживаемого не только по месту всеми частями национального организма, но по времени каждым из поколений, которое вступает в обладание всей «отчиной», всем достоянием, оставленным отцами и дедами, и пользуется им, а иногда получает в наследство и страшное положение и тогда старается его поправить, а затем, в свою очередь, оставляет свое достояние наследникам – детям и внукам. Жизнь каждого отдельного поколения в этом общем едином, преемственном процессе получает смысл только в существовании целого Отечества» [18]. 

Л.А. Тихомиров делает принципиальный вывод: «Вся эпоха собирания и воссоздания Руси была сознательной и систематической работой предков на будущие поколения, на благо целостного будущего Отечества» [19].

Особо обратим внимание на то, что в национальном самосознании России Москва и Кремль едины и олицетворяют сердце Отечества, государственные и православные святыни России. 
 
Что такое отечественная война? Под отечественной войной имеется в виду национально-освободительная война против иностранного вторжения во имя спасения своего государства и своего народа. Главной и характерной чертой отечественной войны является участие в ней всего народа, единого в своем стремлении нанести поражение противнику. В отечественных войнах принимают участие не только регулярные войска, но и армейские подразделения, заброшенные во вражеский тыл, и партизанские формирования из гражданского населения. В таких войнах кадровая армия получает людские подкрепления в виде народного ополчения. Все сословия, классы и социальные слои населения сражаются против врага [20].

В начале ХХ века национальный мыслитель России И.А. Ильин в работе «Духовный смысл войны» раскрыл смысл народной войны, а по существу смысл отечественной войны. Согласно И.А. Ильину, народная война есть совокупное духовное напряжение всей нации, направленное к победе над той силою, которая стала на пути духовного роста народа. В народной войне, которая является скрытою формой или началом партизанской войны, воюющим оказывается как носящий оружие, так и не носящий его. Всякий, кто участвует в этом совместном духовном направлении воли, мысли, чувства и действия, ведущем к общему и единому результату, именуемому победою, – всякий является духовным воином. В такой войне дух народа становится духом армии; а дух армии питается из единого всенародного порыва. Солдат, носящий оружие, является вооруженным воином; а мирные граждане становятся невооруженным воинством. В такой войне призыв под оружие меняет лишь способ участия и степень участия в войне. В такой войне воевать – значит сражаться; но сражаться – значит воевать в духе и ради духа. Тогда сражение получает значение духовного подвига; а война захватывает всю душу и весь дух народа. Война получает значение всеобщего духовного пожара, и нет сил, которые могли бы победить такой народ [21]. И девиз, сформулированный И.А. Ильиным, – «жить стоит только тем, за что стоит и умереть» [22], – фактически был личным девизом многих поколений защитников нашего Отечества. 

Укажем, что понятие «Отечественная война» является одним из ключевых понятий в национальном самосознании России. Отечественная война – это всенародная, священная война в защиту Отечества, в ее ходе интересы власти и народа в защите Отечества совпадают. Элементы отечественной войны пронизывают военную историю России. Иллюстрируем это положение примерами. 

Еще Дмитрий Донской на Куликовом поле обратился к воинам со следующими словами: «Братья мои милые! Не пощадим живота своего за веру христианскую, за святые церкви и за Землю Русскую!» [23]. В ознаменование этого события установлен день воинской славы России: 21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

Призыв защитить Отечество является главной идеей знаменитого приказа царя Петра I, отданного накануне Полтавской битвы: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего!» [24]. В ознаменование этого события установлен день воинской славы России: 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

В научной литературе признано, что в истории Российского государства было две отечественные войны – Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Обе Отечественные войны не были войнами между двумя государствами. Они были фронтальными сражениями всей объединенной Западной Европы с Россией. И Россия в этих войнах одержала победу!

Однако были и другие войны, пусть не оставшиеся в официальной истории как «отечественные», но носившие именно такой характер. В каждой из этих войн была своя специфика, связанная с особенностями развития Российского государства в тот или иной исторический период. За эти войны потомки всегда должны быть благодарны ушедшим поколениям. Рассмотрим эти войны в хронологическом порядке.

Смутное время. Освободительная война 1611-1612 годов продемонстрировала способность русских людей в экстремальных условиях самостоятельно, не имея над собой ни царя, ни каких-либо других начальников, по своей воле и на собственные средства организовать два земских ополчения и освободить свое Отечество от чужеземного вторжения. Это явление следует рассматривать как выдающийся акт гражданского самосознания тех россиян, которые почувствовали свою личную ответственность за судьбу Российского государства. Эти люди уже перестали мыслить категориями удельных княжеств и почувствовали себя патриотами всего русского Отечества, единым народом. Потому их сопротивление польской оккупации и заслуживает того, чтобы называться отечественной войной. 

В ознаменование изгнания поляков из Москвы установлен день воинской славы России: 4 ноября – День народного единства. А в XIХ веке в Москве был воздвигнут памятник истории и культуры – памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Отечественная война 1812 года. В ответ на грозную опасность, на тотальные цели Наполеона, на тотальный способ ведения войны Россия вела Отечественную войну. Народ защищал свое Отечество, независимость страны, православную веру, русскую культуру, традиции, свой образ жизни. Отечественная война объединила власть, народ и армию. Народ и армия отразили агрессию, разгромили главные силы наполеоновской армии, оказали решающую помощь народам Европы в борьбе с Французской империей. Победа в войне против величайшего из полководцев того времени показала, что россияне (уже не русские, а россияне) способны, позабыв все социальные и национальные распри, сплотиться в нужный момент для достойного отпора врагу. 

В ознаменование одного из главных сражений Отечественной войны 1812 года установлен день воинской славы России: 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год). А в XIХ веке в Москве был воздвигнут памятник истории и культуры, храм в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия – Храм Христа Спасителя.

Первая мировая война 1914-1918 годов. В 1914 году, в условиях начавшейся Первой мировой войны, применялся термин «Вторая Отечественная война», «Великая война», но революционные потрясения 1917 года в России, установленная Версальская система международных отношений нивелировали суть участия и роли Российского государства в войне.

Представляется обоснованной точка зрения, высказанная в научной литературе, о том, что если бы Россия не проиграла войну и в 1917 году не изменился бы политический строй, название Второй Отечественной закрепилось бы в российской историографии за этой войной. Новому же рабоче-крестьянскому правительству не было дела до изучения и тем более популяризации прошедшей империалистической войны [25]. 

В целях увековечивания событий Первой мировой войны установлена памятная дата России: 1 августа – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. А в XХI веке в Москве был воздвигнут памятник истории и культуры – «Героям Первой мировой войны».

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Великая Отечественная война – общенародная, справедливая, освободительная война нашего народа за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и ее союзников, война, которая стала важнейшей и решающей частью Второй мировой войны 1939-1945 годов.

Понятие «Отечественная война», зародившееся как название одного из славных периодов истории России XIX века, в 1941 году само превратилось в фактор мобилизации и национального сплочения Отечества.

В истории Российского государства Великая Отечественная война заняла особое место, и не только в силу масштабов и значения последствий, но и потому, что была одним из немногих примеров подлинного объединения власти, армии и народа для решения одной задачи – победить, чтобы выжить. «Всё для фронта, всё для Победы!» – таков был главный государственный лозунг в дни Великой Отечественной войны.

Вторая мировая война, которую развязали Германия, Италия и Япония, втянув в нее 61 государство, завершилась победой над Японией 2 сентября 1945 года. Италия вышла из войны еще в 1943 году, а 9 мая 1945 года третий и самый главный участник фашистского блока – Германия подписала в Берлине акт о безоговорочной военной капитуляции.

События, связанные с Великой Отечественной войной, увековечены в Российской Федерации следующим образом. Установлены следующие Дни воинской славы России: 7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год); 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год); 23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год); 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год); 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

Установлены следующие памятные даты России: 22 июня – День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941 год); 29 июня – День партизан и подпольщиков; 2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год); 3 декабря – День Неизвестного Солдата.

А в XХ веке был воздвигнут памятник истории и культуры – Мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов на Поклонной горе в Москве.

Руководители Российского государства и мемориализация Отечественных войн. Не раз судьба российской государственности, нашего Отечества в экстремальных условиях спасалась жертвенным подвигом народов России. Отечественные войны оставили в истории нашего народа примеры безмерной храбрости сынов России, коллективного мужества, стойкости. Важно не забывать об исторических вехах, свидетельствующих о непобедимости российского воинства, о неодолимости единения народов, удерживавших на протяжении веков державное место России среди народов мира. 

«Единство истории, единство народа, единство России» – обеспечение этого являлось и является главной заботой руководителей Российского государства. В этих целях они инициировали и поддерживали на государственном уровне работы по мемориализации военных событий, отечественных войн, национальных героев в монументальных памятниках, произведениях архитектуры, скульптуры, живописи и других формах, масштабно отмечали годовщины памятных событий в России. Как справедливо заметил современник Отечественной войны 1812 года митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Памятнику свойственно возвращать мысль к временам и предметам, которые ознаменованы памятником» [26]. Но памятник не просто возвращает мысль к временам и предметам, но и раскрывает их историко-философский смысл, становится их зримым символом. 

C давних пор на Руси утвердился обычай воздвигать в память о знаменательных событиях архитектурные сооружения. Куликовской битве посвящена Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) в Кремле, возведенная в 1393-1394 годах по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу первого русского царя Ивана Грозного в 1555-1561 годах был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного), расположенный на Красной площади в Москве. В честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов на средства царя Михаила Фёдоровича, первого царя из рода Романовых, в 1636 году был построен каменный Собор Казанской иконы Божией Матери на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве.

Подчеркнем, что формирование традиций российской мемориальной культуры шло постепенно в дореволюционной, советской и современной России. 

Традиции российской мемориальной культуры. Слово мемориал (лат. memorialis – памятный) означает архитектурное сооружение, служащее для увековечивания памяти чего-либо или кого-либо. Мемориальная культура (культура увековечения, коммеморативная культура) отвечает за процесс формирования образов в культуре настоящего для последующей трансляции в будущее.

Мемориальная культура представляется своего рода лицом эпохи, которым она обращена из прошлого в будущее. Содержание этой сферы непосредственно впитало в себя то, что данная культура в данную эпоху хочет намеренно передать потомкам как своего рода завещание. Культура увековечения активно участвует в формировании общекультурного поля России во всей его неповторимости в ту или иную эпоху, образа России и русской культуры в мире.

Наиболее цельный собирательный образ исторической памяти о значительных исторических событиях и деятелях формируют во времени и пространстве мемориальные комплексы, включающие архитектурные и скульптурные памятники, дополненные сакральной значимостью и музейными ценностями. Отметим, что на протяжении столетий доминирующим фактором в русской культуре являлось православие, с которым связывались все проявления культурной жизни. Не были исключением и мемориальные сооружения, особенно военно-мемориальные. 

Монументальные памятники несут политическую нагрузку. Они создаются под непосредственным контролем государства, часто по его инициативе. Таким образом, монументальные памятники совмещали в себе государственно-политические и публично-пропагандистские функции и при этом являлись произведениями искусства. Комплекс установленных монументов практически служит одним из символов государства, близким по значимости к гербу, флагу и гимну государства.

Далее в рамках заявленной темы статьи рассмотрим и государственный смысл памятников истории и культуры «Тысячелетие России», «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», Храма Христа Спасителя, «Героям Первой мировой войны», Мемориального комплекса Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на Поклонной горе в Москве.

Отечество и Памятник «Тысячелетие России». Памятник «Тысячелетие России» (скульпторы М.О. Микешин, И.Н. Шредер и архитектор В.А. Гартман) – монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала императору Александру II и была поддержана Комитетом министров. 
 
Задуманный как историческая летопись в лицах, как воплощение ценностной иерархии русской истории, как пантеон национальных героев, монумент представлял собой трехъярусную многофигурную композицию.

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти – шапкой Мономаха и вечевым колоколом. В едином образе сошлись вольный Новгород с его вечевым колоколом и объединившая Русь Москва, народ и монархия, Россия прошлого и Россия будущего. Деление монумента на три яруса подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

Верхний ярус. Группа состоит из двух фигур – ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Совершившемуся тысячелетию Российского государства в благополучное царствование императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Эту часть памятника занимают 17 фигур (так называемые «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). 

Каждая из этих шести групп концентрируется вокруг основной фигуры – самодержца, ознаменовавшего собой одну из замечательных эпох русской истории. Рюрик представляет основание государства Российского, Владимир Равноапостольный – крещение Руси, Дмитрий Донской – освобождение от татарского ига, Иоанн III – начало единодержавия, Михаил Романов – восстановление царства после Смуты. Замыкает круг Петр Великий, основатель Российской Империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определенных рубежей государства.

Нижний ярус. В этой части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Фигуры великих людей объединены в четыре группы: просветителей, государственных людей, военных людей и героев, писателей и художников.

Подчеркнем, что идея памятника 1000-летию российской государственности долгое время служила предметом всевозможных дискуссий. На памятнике нет случайных фигур. Каждая личность многократно обсуждалась экспертным сообществом. Каждый элемент композиции отсылал к государственному смыслу знаменательной даты, что настойчиво подчеркивалось в официальных трактовках воздвигнутого памятника. Россия благосклонно приняла этот необычный памятник.

8 сентября 1862 года, в день торжественного открытия памятника «Тысячелетие России», на приеме дворян Новгородской губернии император Александр II произнес юбилейную речь, содержащую программные положения своей деятельности на благо России: «Поздравляю Вас, господа, с тысячелетием России! Рад, что мне суждено праздновать день этот с Вами, в древнем нашем Новгороде, колыбели Царства Всероссийского. Да будет знаменательный день этот новым залогом неразрывной связи всех сословий земли русской с правительством, с единой целью – счастья и благоденствия дорогого нашего отечества. На Вас, господа дворяне, Я привык смотреть, как на главную опору престола, защитников целостности государства, сподвижников его славы, и уверен, что Вы и потомки Ваши, по примеру предков Ваших, будете продолжать, вместе со Мною и преемниками Моими, служить России верою и правдою». При этом дворяне с чувством отвечали: «Будем, Государь! Будем!» [27]. 

Представляется, что памятник «Тысячелетие России» является выражением национального самосознания России: во-первых, своей собственной исторической жизни; во-вторых, идеи исторического единства русской земли и народов, ее населяющих, в-третьих, идеи преемственности в развитии Российского государства; в-четвертых, мудрости, мужества и героизма тех, кто стоял у истоков создания и отстаивал независимость нашего Отечества. Это понимали многие. Один из них, Министр внутренних дел Российской империи П.А. Валуев, в конце XIX века назвал памятник «Тысячелетие России», это монументальное воплощение прошлого России, «сокращенным курсом русской истории» [28]. Очень точное и лаконичное определение.

(Продолжение следует)

 


ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vrns.ru/documents/79/3408/#.VNHk59E9Jp8 (дата обращения: 04.02.2015). 

[2] Юридическая энциклопедия / [Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю.; под ред. М.Ю. Тихомирова]. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2010. – С. 305. 

[3] Некрасов Н.А. Поэт и гражданин // Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. [Вступ. статья, С. 5-49, и примеч. К. Чуковского, ил. В. Домогацкого]. – М.: Худож. литература, 1971. – С. 140.

[4] Буганов А.В. и др. Историческая память русского народа об Отечественной войне 1812 года / А.В. Буганов, М.Г. Вандалковская, Л.А. Сидорова, А.Д. Соколова; отв. ред. А.В. Буганов. – Тула: Гриф и К, 2012. – С. 71-72.

[5] Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1644521 (дата обращения: 22.03.2015).

[6] Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». [Электронный ресурс]. URL: http:// news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc0d7d43e934f4.pdf (дата обращения: 22.03.2015).

[7] Поучение Владимира Мономаха // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века / Вступ. статья Д.С. Лихачева. Сост. и общая ред. Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. – М.: Худож. литература, 1978. – С. 413.

[8] Там же. С. 409.

[9] Пушкин А.С. Борис Годунов // Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. лититература, 1986. – С. 388.

[10] Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах / Изд. подготовили И.Н. Веселовский, В.О. Горенштейн и С.Л. Утченко. – М.: Наука, 1966. – С. 87.

[11] Шишков А.С. Рассуждение о любви к Отечеству. [Электронный ресурс]. URL: http:// zhivoe-slovo.ru/testpapap/216-shishkov-alexandr-semenovich/3221-rassuzhdenie-o-lyubvi-k-otechestvu.html (дата обращения: 27.03.2015).

[12] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1993. – С. 168. 

[13] Тихомиров Л.А. Что такое Отечество? // Тихомиров Л.А. Апология Веры и монархии / Составление, вступительная статья и примечания М.Б. Смолина. – М.: Москва, 1999 – С. 40.

[14] Там же. С. 40-41.

[15] Там же. С. 20-21.

[16] Там же. С. 24.

[17] Рубальская Л. Отечество. [Электронный ресурс]. URI.: http:// chezasite.com/forum/threads/stixi-ob-otechestve.35529/ (дата обращения: 17.01.2015).

[18] Тихомиров Л.А. Что такое Отечество?.. С. 25.

[19] Там же. С. 37.

[20] Киршин Ю.Я. Отечественные войны – ответ на войны тотальные. [Электронный ресурс]. URL: HTTP://NVO.NG.RU/CONCEPTS/2008-07-04/8_WARS.HTML (дата обращения: 04.03.2015).

[21] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9-10 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. – М.: Русская книга, 1999. – С. 33-34.

[22] Там же. С. 14.

[23] Киршин Ю.Я. Отечественные войны – ответ на войны тотальные. 

[24] Приказ Петра I перед Полтавской битвой. Приказ был отдан в день Полтавского сражения 27 июня 1709 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// hist-world.com/dokumenty-v-xvii-veka/172-prikaz-petra-i-pered-poltavskoj-bitvoj.html (дата обращения: 17.01.2015).

[25] Отечественная война 1812 года в культурной памяти России. – М.: Кучково поле, 2012 – С. 276.

[26] Там же. С. 166. 

[27] 1000-летие России. [Электронный ресурс]. URL: http:// homofestivus.ru/1000letie-rossii.html (дата обращения: 11.01.2015).

[28] Восприятие памятника современниками и потомками. [Электронный ресурс]. URL: http:// elibrary.karelia.ru/m1000/monument/ (дата обращения: 11.01.2015).

© Баринов В.А., Баринова К.В., текст, 2016.
Иллюстрации предоставлены авторами.
Статья поступила в редакцию 30.09.2016 г.





Архив журнала
№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Журналы клуба