Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №3, 2016

Ирина Ивановская
К вопросу о развитии церковных облачений православного мира во времени и пространстве

Аннотация. В статье представлен материал к обоснованию выбора темы актуального научного исследования. Работа направлена на изучение традиций изготовления церковных облачений, определение места церковных одежд в православной культуре.


Ключевые слова: музейный текстиль, церковный текстиль, археологический текстиль, реставрация, церковные облачения, изучение технологии изготовления облачений

 


Актуальность исследования. В последние десятилетия государство прилагает существенные усилия для возрождения духовных ценностей общества. Каждый член общества имеет право получать необходимые знания, формироваться как высоконравственная личность, реализовывать свой творческий потенциал, иметь доступ и сохранять историко-культурное наследие, передавать будущим поколениям не только память о традициях, но и сами традиции, обычаи. В контексте данных направлений прилагаются усилия к реализации ряда культурных и социальных программ.

Восстанавливаются храмы, реконструируются руинированные исторически значимые культовые объекты, реставрируются и приводятся в надлежащий вид церковные здания, ранее долгое время выполнявшие не присущие им функции, возводятся новые церкви. Постепенно формируется новое поколение молодых священнослужителей, старшее поколение прихожан храмов по своему интерпретируют некоторые обычаи, недавно воцерковившиеся люди еще долгое время будут осваивать азы православия. Поэтому, к сожалению, к данному моменту времени утрачен ряд церковных традиций, в том числе и в производстве церковных облачений. Традиции изготовления церковных одеяний в разных частях распространения православия имели свои особенности. Появлялись новые ткани, материалы, технологии, стал отчасти оказывать свое влияние утилитаризм, были привнесены новые веяния из современного светского общества, возможно, произошла существенная трансформация кроя церковных облачений в историческом аспекте. Для русской православной церкви и прихожан сохранение исторической традиции является очень важной составляющей церковной жизни. Эта тематика будет интересна и востребована духовными лицами, предприятиями и мастерскими изготавливающими облачения, как в России, так и в других странах.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что элементы церковных облачений изменялись в зависимости от исторических предпосылок, политических и экономических условий.

Объект исследования – церковные облачения в археологическом и музейном материале.

Предмет исследования – исторические и территориальные изменения элементов облачений, кроя и материалов. Изменение технологии пошива. Интеграция исторически значимых облачений в музейную среду.

Материал исследования включает коллекцию текстиля из погребений Свято-Преображенского собора Тверского кремля, архивные материалы, коллекцию церковных облачений ХХ-ХХI вв. Спасо-Евфросиниевского монастыря (фото 1), находки фрагментов текстиля при археологических исследованиях Спасо-Преображенского храма в г. Полоцке в 2012 году.

Методологические основания исследования и методы исследования. Настоящая работа строится на опыте аналитического и практического исследования. Принципиально важным является комплексный подход с элементами системного анализа. Исследования базируются на общенаучных методах: аналитическом, логическом, сравнительном, типологическом, а также специальных искусствоведческих, а именно: культурно-историческом, иконографическом. Спецификой работы обусловлено использование естественнонаучных методов исследования: микроскопии в отраженном и проходящем поляризационном свете, флуоресцентный анализ и т.д.

Цель исследования - отразить место церковного облачения в православной культуре. В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Выявить и описать церковное облачение в музейном пространстве.
2. Проанализировать материалы в экспозициях, ризницах монастырей Российской Федерации.
3. Определить значение старообрядческих текстильных материалов в контексте единства корней с традиционным православием.
4. Осуществить анализ иконографии элементов одежд в храмовой живописи.
5. Составить историческую справку Спасо-Преображенского храма (XII в.) в г. Полоцке в контексте его сохранения и обосновать актуальность создания музея при данном храме с использованием текстиля.
6. Исследовать церковные облачения конца ХХ-ХХI вв. из коллекции Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в г. Полоцке.
7. Исследовать и привести в экспозиционный вид находки фрагментов археологического текстиля изъятых из погребений Спасо-Преображенского храма в г. Полоцке
8. Участвовать в реставрации коллекции археологического текстиля из погребений XVIII-XIX вв. Свято-Преображенского собора Тверского кремля.
9. Разработать рекомендации условий хранения и экспонирования имеющихся текстильных материалов для храма и монастыря, где планируется текстильная экспозиция.
10. Проследить и выявить закономерности и изменения в элементах, крое, материалах и технологиях изготовления церковных облачений в историческом контексте.

Научная новизна исследования. Вводятся в научный оборот новые материалы, в том числе некоторые архивные документы. Будут выявлены и систематизированы закономерности и изменения в элементах, крое, материалах и технологиях изготовления церковных облачений в историческом контексте. Историческая справка и разработка музейной экспозиции (выставки) с использованием текстильных материалов будет посильным вкладом в сохранение уникального Спасо-Преображенского храма (XII в.) в г. Полоцке.

Степень научной разработанности темы. Актуальность настоящего исследования заключается также в малой разработанности данной проблемы. Несомненный интерес в контексте исследуемой проблематики представляют труды по археологическому текстилю М.В. Фехнер, Т.Н. Глушковой, О.И.Давидан, О.В. Орфинской [3, 4 и др.]. Исследования в области состава тканей и войлоков можно найти в работах Миколайчук Е.А. Вместе с тем проблема консервации, реставрации и реконструкции тканей и шитья нашла отражение в трудах таких исследователей как Н.П. Синицына [6 и др.], И.М.Качанова, Н.В. Ермакова. Наиболее значимыми работами по атрибуции тканей облачений митрополитов являются труды И.И.Вишневской [1], Е.Н.Завариной. Существенный вклад в теоретическую и практическую разработку вопросов музейного, археологического текстиля внесен сотрудниками Музеев Московского Кремля занимавшихся исследованием своих коллекций церковных облачений. О византийских традициях богослужебных облачений дают представление работы Е.А. Синицыной, А.А. Дмитриевского, К.Т. Никольского, Н.Н. Пальмова. Символы и образы в церковных облачениях рассмотрены в трудах А.А. Хана. Вопросы усовершенствования технологий и методов обработки канонической одежды и разработки промышленных методов изготовления одежды духовенства Русской Православной Церкви изучались и осмысливались Л.В. Фединой, Е.В. Холодновой [8]. Анализ предметов одежды из монашеских захоронений был проведен С.В. Красновой, О.С. Поповой. Быт и нравы древнерусского монашества рассмотрены в монографии Е.С. Харина [7]. В аспекте изучения художественного текстиля нужно отметить работы А.Р. Кругловой, М.М.Савенковой. 

Историческая, культурная и духовная значимость Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в г. Полоцке в различных аспектах анализируется в наиболее значимых трудах Л.В Алексеева, В.Д.Сарабъянова [5], Д.В.Дука, Е.Н.Торшина, И.Л.Калечиц, П.Л.Зыкова, О.М.Иоаннисяна, в более ранний период – А.В. Сапунова, Н.П. Покрышкина, П.А. Раппопорта, Г.М.Штендера.

Церковное облачение сегодня занимает определенное место в музейном пространстве. Старинные и современные культовые одежды хранятся в ризницах монастырей. Время от времени возникает необходимость подтвердить или опровергнуть достоверность принадлежности тех или иных священнических риз прославленному лицу. Отдельная страница бытования облачений – это музейное пространство. В фондах и выставочных залах музеев, в постоянных экспозициях и временных выставках, в церковных и государственных музеях культовая одежда привлекает посетителей, вызывая интерес своей формой, назначением, символизмом и сакральностью.

В крупных и наиболее известных монастырях так же имеются свои музеи. Существует необходимость создания специализированного музея при древнем Спасо – Преображенском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в г.Полоцке. Это один из крупнейших монастырей на территории Республики Беларусь, известный во всем мире. Древняя обитель заслуживает создания при ней музейно-реставрационного комплекса [2]. В рамках сохранения историко-культурного наследия планируется создать музейную экспозицию в здании духовно-просветительского центра Спасо-Евфросиниевского монастыря. В состав музейной экспозиции будет входить коллекция церковных облачений ХХ-ХХI вв., поэтому актуальна ее атрибуция и анализ. В течение нескольких лет подряд в контексте исследования древнего храма XII века, расположенного на территории монастыря, проводятся археологические исследования. При раскопках у стен Спасо-Преображенского храма в 2012 году найдены фрагменты археологического текстиля, которые будут включены в музейную экспозицию в будущем. Для включения находок в экспозицию необходимо их атрибутировать и привести в экспозиционный вид. Тем не менее, в перспективном планировании существует идея создания при музеефицируемой территории реставрационных мастерских, что потребует специализированных знаний и опыта. Неоценимый опыт в реставрации текстиля и кожи имеет отдел РосИЗО, а также Центр реставрации Грабаря, руководимый реставратором высшей категории Синицыной Натальей Павловной. Нами начата, в частности, под руководством О.В.Орфинской работа по изучению текстиля из погребений Свято-Преображенского собора Тверского кремля (XVII). 

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области изучения археологического и музейного текстиля. Полученные данные будут интересны предприятиям и мастерским, изготавливающим церковные облачения. В процессе исследования будут введены в научный оборот новые материалы из погребений Свято-Преображенского собора Тверского кремля, археологического текстиля из погребений при Спасо-Преображенском храме Спасо-Евросиниевского монастыря в г. Полоцке. Кроме того, реставрация и освоение реставрационного процесса аспирантом посредством научного руководителя может учитываться как обмен опытом между союзными государствами. 

Предварительно предполагается, что работа будет состоять из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, глоссария, приложений.

Глава 1: Церковное облачение в музейно-выставочном пространстве (анализ экспозиций и коллекций различных музеев).

1.1. Анализ материалов в экспозициях, музеях, ризницах монастырей Российской Федерации.
1.2. Анализ старообрядческих текстильных материалов в контексте единства корней с традиционным православием.
1.1. 1.3. Анализ элементов церковных облачений в храмовой живописи.

Глава 2: Церковные облачения в контексте ревалоризации культурных ценностей Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке.
2.1. Историческая справка Спасо-Преображенского храма и актуальность создания музея с использованием текстиля. 
2.2. Исследование археологического текстиля, полученного в ходе раскопок на территории монастыря.
2.3. Описание церковного облачения конца XX-XXI века из коллекции Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в г. Полоцке. 

Глава 3. Исследование кроя церковных облачений (во времени и пространстве).
3.1. Описание тканей, применявшихся для пошива облачений и текстильных предметов культа.
3.2. Описание и выкройки церковных облачений на основе фактического материала.
3.3. Анализ изменений кроя (если таковое будет обнаружено) и обоснование этих изменений (или их отсутствие). 

Глава 4. Консервация и реставрация церковного облачения на примере материалов из погребений Свято-Преображенского собора Тверского кремля.) 
4.1. Описание реставрационного процесса.
4.2. Рекомендации по хранению и экспонированию текстиля в условиях монастыря.


Планируется включить в работу архивные документы, фотографии, рисунки и схемы, реставрационные паспорта.



ЛИТЕРАТУРА


[1] Вишневская И.И. Саккос московского митрополита Симона // Московский Кремль XV столетия. Сб. статей. Т.1: Древние святыни и исторические памятники.- М.: Арт-Волхонка, 2011.— С. 440–449.

[2] Ивановская И.О. Материалы к музеефикации Спасо-Преображенской церкви в городе Полоцке: Монография. - Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2016.- 92 с. 

[3] Орфинская О.В. Новоселки-2. Результаты исследования текстиля XII века // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. - М.: ИА РАН, 2012. - Вып.8.- С. 127-137.

[4] Орфинская О.В. Проблемы реконструкции одежды на основе результатов исследования археологического текстиля // Поволжская археология. - 2015.- №3(13). - С. 17-30.

[5] Сарабьянов В.Д. Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке. 3-е изд. - Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2016.- 516 с. 

[6] Синицына Н.П. Опыт исследования, реставрации и реконструкции предметов археологического текстиля из некрополя Вознесенского монастыря // Московский Кремль XV столетия. Сб. статей. Т 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля.- М.: Арт-Волхонка, 2011. - С. 98–109.

[7] Харин Е. С. Быт и нравы древнерусского монашества ХI–ХIII вв.: Монография. — Ижевск: Удмурт. ун-т, 2015. - 248 с. 

[8] Холоднова Е.В. Разработка промышленных методов изготовления одежды духовенства Русской Православной Церкви. Дисс… канд. техн. наук. – М.: МГУ дизайна и технологии, 2001.


© Ивановская И. О., 2016.
Статья поступила в редакцию 05.09.2016.





Другие статьи автора: Ивановская Ирина

Архив журнала
№3, 2017№4, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба