17 декабря 2012 г. Николаю Андреевичу Хренову, выдающемуся российскому ученому иорганизатору науки, теоретику и историку художественной культуры, эстетику и искусствоведу, социологу и психологу искусства, религиоведу и фольклористу, философу и методологу гуманитарных исследований, аналитику СМИ и современной массовой культуры исполнилось 70 лет… Все стороны многогранной научной деятельности ученого трудно охватить одним взглядом. Его эрудиция поразительна, работоспособность — фантастическая, а круг научных интересов и устремлений постоянно расширяется, охватывая все новые темы и проблемы гуманитарной сферы.
Ученый-энциклопедист, мыслитель-универсал, Н. А. Хренов очень быстро занял лидирующие позиции в самых разных областях научного знания. Но главным для него и сегодня по-прежнему остается теория искусства и художественной культуры. Практически с самого начала своей научной и педагогической деятельности, которая успешно продолжается вот уже свыше четырех десятилетий, Н. А. Хренов развивает междисциплинарный, комплексный подход к изучению художественного творчества, искусства, искусствознания, эстетики, философии культуры, а затем и культуры в целом. Таким образом, юбиляр является одним из ярких представителей современной культурологии как обобщающей междисциплинарной области знания, к которой он последовательно пришел через киноведение, социологию и психологию искусства, эстетику.
Вскоре после окончания в 1968 г. сценарно-киноведческого факультета Всесоюзного государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова Николай Андреевич начинает работать (с 1971 г.) в только что созданном в Институте истории искусств Министерства культуры СССР (ныне — Государственный институт искусствознания) отделе социологии искусства. С этого времени жизнь и творчество Н. А. Хренова неразрывно связаны с Институтом искусствознания.
Уже в период обучения в аспирантуре ВГИКа Н. Хренов начал — одним из первых в отечественной науке — разрабатывать эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов (театра, кино, телевидения и т.д.) в их тесной взаимосвязи. Эта проблематика продолжала занимать ученого и в стенах Института искусствознания. Особое внимание он уделял процессам функционирования искусства, его социальным и культурным функциям, разработке историко-функциональных подходов к изучению художественного творчества и его культурной истории. В то же время он обращался и к проблемам рецепции искусства, фактически разрабатывая основы отечественной рецептивной эстетики. В этом направлении он подготовил целый ряд новаторских, пионерных работ, связанных с историей публики, изучением художественной жизни общества, массовой коммуникации, досуга, игры и развлечений, почти беспредельно расширяя поле изучения зрелищных искусств в контексте истории культуры и общественной жизни. Венцом начального этапа творческой биографии Н. А. Хренова стала защита им в 1992 г. диссертации «Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности» на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности «Теория и история культуры».
Вот важнейшие из его монографических трудов: «Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики» (М., 1981); «Зрелищные искусства и человек» (Братислава, 1985); «Мифология досуга» (М., 1998); «Социальная психология искусства: Теория. Методология. История» (М., 1998); написанные в соавторстве «Введение в социологию искусства» (, СПб., 2001) и «Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность)» (СПб., 2001); «Культура в эпоху социального хаоса» (М., 2002); «Публика в истории культуры» (М., 2002); «Социальная психология искусства: переходная эпоха» (М., 2005); «“Человек играющий” в русской культуре» (СПб., 2005); «Кино: реабилитация архетипической реальности» (М., 2006); «Зрелища в эпоху восстания масс» (М., 2006); «Воля к сакральному» (СПб., 2006); «Русский Протей» (СПб., 2007); «Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс» (М., 2007); «Образы великого разрыва : кино в контексте смены культурных циклов» (М., 2008); наконец, написанная в соавторстве «Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты» (М., 2011)
[1]. Что и говорить, список впечатляющий! Общее же число работ Николая Андреевича достигает 600.
С начала 1970-х гг. начинается плодотворное сотрудничество молодого киноведа, ставшего в 1973 г. кандидатом искусствоведения, со знаменитой в 1960–1980-е гг. Комиссией по комплексному изучению художественного творчества Научного совета по истории мировой культуры, возглавлявшейся ее основателем, выдающимся пушкинистом и методологом искусства Б. С. Мейлахом. Продолжая осмысление различных аспектов художественной деятельности в рамках Научного совета, многолетним членом которого, а также членом его бюро он является, Николай Андреевич создал и возглавил в Научном совете РАН «История мировой культуры» особую Комиссию «Междисциплинарные исследования художественной деятельности», продолжившую и развившую традиции комплексного изучения художественного творчества и художественного восприятия искусства — на новом уровне теоретических обобщений, в новом культурно-историческом контексте, во всеоружии современных методологических подходов и гуманитарного инструментария.
Как редактор и составитель Николай Андреевич возглавляет новую серию коллективных трудов «Искусство в исторической динамике культуры», формирующуюся в результате деятельности Комиссии на основе проводимых ею масштабных международных конференций. Данные труды открывают принципиально новое и весьма перспективное научное направление междисциплинарных исследований, развивающееся на стыке искусствознания, эстетики, истории, социологии и культурологии и сочетающее принципы философии истории, искусства и культуры. Среди таких коллективных трудов, выходящих ежегодно под редакцией Н. А. Хренова, следует назвать «Искусство в ситуации смены циклов : междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах» (М., 2002); «Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время» (М., 2003); «Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве» (М., 2004); «Поколение в социокультурном контексте ХХ века» (М., 2005); «Искусство и цивилизационная идентичность» (М., 2007); «Культура на рубеже ХХ-ХХI веков: глобализационные процессы (СПб, 2009); «Театр как социологический феномен» (М., 2009); «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты» (М., 2010); «Миф и художественное сознание ХХ века» (М., 2011).
С начала 1980-х гг. Н. А. Хренов разрабатывает культурологические аспекты искусства, его производства, функционирования и восприятия, особенно усложнившиеся в ХХ веке. В поле его внимания находятся переходные эпохи в истории культуры и связанные с ними изменения социальных и культурных функций искусства; проблемы цикличности в развитии мировой и отечественной художественной культуры, в истории различных видов искусства; другие фундаментальные теоретические и философские аспекты теории и истории культуры.
В последних по времени фундаментальных, обобщающих трудах — «Воля к сакральному», «Русский Протей», «Образы великого разрыва» и др. — Н. А. Хренов обращается к особенно сложным и нерешенным проблемам современной эстетики и культурологии. Развивая идеи философии истории П. Сорокина, он разрабатывает уникальную теорию, объясняющую феномен возврата искусства в моменты социокультурной бифуркации к удаленным историческим эпохам («архаика») — процессами, происходящими в результате разрыва с непосредственно предшествующим циклом истории культуры, и одновременным скачком искусства в качественно новое состояние. Открытие этих глубинных закономерностей переворачивает все прежние гипотезы и позволяет объяснить глубинный смысл протекающих в культуре XX века ментальных и творческих процессов.
Выявленную культурфилософскую закономерность иллюстрирует возникновение постмодернизма и трансформации культуры модерна, переосмысленных Н. А. Хреновым с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигматики. Другое подтверждение правоты этой концепции является то, что одним из значимых признаков смены циклов в истории мировой культуры оказывается возникновение множества субкультур и контркультур, в той или иной степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающие историю искусства плюрализм теорий и альтернативность художественных практик.
Картины мира в их субкультурных формах, согласно теории Н. А. Хренова, выступают в качестве посредников между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, с другой, — которые и получают выражение в произведениях искусства. Сделанное Н. А. Хреновым фундаментальное открытие позволяет заново построить универсальную модель истории мировой художественной культуры и ее теоретико-эстетической рефлексии.
Велик груз научно-организационной работы, который взял на себя и продолжает брать замечательный ученый. Николай Андреевич является заместителем директора Государственного института искусствознания по научной работе, почти десять лет успешно возглавляет Отдел эстетики и теории искусства (ныне — Отдел теории искусства). С 1999 г. Н. А. Хренов — член Экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России при Минобрнауки и с 2000 г. — заместитель председателя диссертационного совета по эстетике и культурологии в Государственном институте искусствознания, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. В течение ряда лет он был главным редактором и идейным вдохновителем научного альманаха «Традиционная культура», выпускаемого Государственным республиканским центром русского фольклора при Министерстве культуры РФ, руководил теоретическим отделом этого центра.
Плодотворную научно-исследовательскую и организационную работу Н. А. Хренов успешно сочетает с преподавательской деятельностью. В течение вот уже двадцати лет он читает лекции — то в Центральном институте повышения квалификации при Министерстве культуры Российской Федерации, то в Московском государственном университете культуры и искусств, то в школе-студии МХАТ, то в родном ВГИКе, где он по настоящее время являетесь действующим профессором. Несколько поколений студентов, аспирантов и докторантов считают Хренова своим Учителем.
Настоящим событием в истории высшей школы стал выход в свет новаторского учебника «Эстетика и теория искусства ХХ века» (М., 2005) и хрестоматии к нему (М., 2007), — книг, вышедших под редакцией Н. А. Хренова и подведших итог художественно-эстетическим и теоретико-культурным исканиям минувшего столетия.
Член творческих союзов — Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, — а также многочисленных редсоветов и редколлегий, диссоветов и творческих коллективов, Н. А. Хренов постоянно находится в гуще современных художественно-эстетических исканий, философских, социологических и культурологических споров, передовых рубежей гуманитарной науки... Его исследовательский и организаторский опыт неоценим.
Но все это в нем не главное. Главное, что Николай Андреевич — просто хороший человек, творческий, порядочный, отзывчивый, добрый, душевный, и окружающие люди ценят его и любят именно за это.