Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №4, 2014

Марина Монгуш
Буддизм в России сквозь призму старых фотографий
Просмотров: 573

 

Аннотация. В рецензии описывается фотоальбом, изданный известным российским буддологом и тибетологом А.А.Терентьевым в Санкт-Петербурге в 2014 году. Он содержит старые фотографии, которые сопровождаются комментариями, архивными документами и свидетельствами очевидцев.


Ключевые слова: история России ХХ века, Бурятия, Тува, Калмыкия, массовые репрессии, буддизм, духовное наследие, буддийские храмы.

 

Если кратко обрисовать статистический портрет буддизма начала XXI века, то он выглядит следующим образом. Его исповедуют примерно 6-8% населения мира, что намного уступает христианству (примерно 33%), исламу (примерно 18%) и индуизму (примерно 13%) [2]. Буддизм, безусловно, остается азиатской религией: 99% буддистов живут в Азии, в том числе в азиатской части Российской Федерации. Но при этом сегодня эта религия стала своего рода глобальным интеллектуально-духовным ресурсом, открытым для всеобщего пользования. Интерес к истории буддизма и культуре связанных с ним народов давно перешел узкоконфессиональные рамки.

В 2014 г. вышел в свет уникальный фотоальбом известного петербургского специалиста по истории буддизма и Тибета Андрея Анатольевича Терентьева «Буддизм в России – царской и советской», который стал продолжением выставки Государственного Музея истории ГУЛАГа «Репрессированный буддизм». «Посвящается моему учителю, досточтимому Жимбе-Жамсо Цыбенову, выжившему в кошмаре сталинских лагерей, и тысячам бурятских, калмыцких и тувинских лам, которые там не выжили» – этими трогательными словами А.Терентьев предваряет коллекцию из 454 старых фотографий, с конца XIX века до горбачевской «перестройки». Помещенные в контекст исторического повествования, они дают возможность прикоснуться к уже забытому быту российского буддизма, воочию увидеть десятки сметенных с лица земли старинных храмов, взглянуть в глаза выдающимся духовным учителям прошлого. 

В фотоальбом вошли редкие фотодокументы, иллюстрирующие, с одной стороны, расцвет буддизма в России, где к 1917 году было около 150 буддийских монастырей и более 20000 духовных лиц; с другой – его упадок, когда все храмы закрываются, разрушаются, а буддийских монахов расстреливают или сажают в тюрьмы. Фотографии повествуют и о том, как после Великой Отечественной войны буддизм реанимируют с помощью немногих выживших в лагерях лам, как светоч Дхармы полвека тлеет в двух маленьких монастырях Бурятии, чтобы после краха эпохи массового атеизма вспыхнуть с новой силой в 1988–1989 годах. На страницах альбома читатель также может познакомиться с редкими фотографиями известных исторических деятелей, начиная от Николая II и Агвана Доржиева и заканчивая Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигэловым и Далай-ламой XIV. 

Основной иллюстративный материал представлен из фондов Государственного Музея истории религии (г. Санкт-Петербург), Национального музея Республики Бурятия, Забайкальского краеведческого музея, Национального музея Республики Тыва, Российского этнографического музея, Архива Русского географического общества, Центрального государственного архива кино- и фотодокументов Санкт-Петербурга. Материалы альбома включают также больше сотни фотографий из личной коллекции автора, которую он собрал за 12 лет ежегодных поездок по буддийским регионам России в 1978-1990 гг. Большая их часть публикуется впервые. Цветная печать позволила передать подлинные оттенки старых чёрно-белых и коричневых фотографий, отреставрированных В.Сидоровым и Е.Михновской, а плотная мелованная бумага помогла качественно их воспроизвести.

Неудивительно, что этот мощный глянцевый фолиант вызвал живой отклик в научных и общественных кругах страны, ибо проблемы буддизма актуальны как для изучения новой истории России, так и для понимания ряда этнических, этнокультурных и этноконфессиональных процессов, происходящих в жизни современного российского общества.

Автор констатирует, что собрание получилось неровным – доминируют фотографии из Бурятии. Однако он дает этому объяснение: во-первых, Бурятия всегда была цитаделью буддизма в России – там было намного больше лам и монастырей, чем в Калмыкии или Туве. Во-вторых – калмыки практически утратили свои архивы при депортации. Когда в один зимний день 1943 г. весь калмыцкий народ погрузили в теплушки, дав час на сборы, все их богатство, все документы храмов остались на местах. Что касается Тувы, там с буддизмом произошло что-то еще худшее, чем в Калмыкии. Тува была присоединена к Российской империи в статусе протектората только в 1914 г. Со времен гражданской войны и до 1944 г. она была Тувинской народной республикой. «Ни в одной юрте, ни в одном доме в Туве (за исключением жилищ двух бывших лам – Кужугета и Оюна Люндупа) я не увидел ни одного буддийского предмета – даже открытки с изображением Будды или белой раковины», – пишет А.Терентьев [1. с.9]. Он отмечает, что при Сталине были уничтожены примерно полторы сотни буддийских монастырей. Из 15 тысяч буддийских священнослужителей из Бурятии до 1948 года дожили только 565 человек. В Калмыкии и Туве дело обстояло еще хуже – туда после войны вернулось не более нескольких десятков из приблизительно 8 тысяч лам.

Альбом включает в себя научный обзор, охватывающий историю проникновения, развития, упадка и возрождения буддизма в нашей стране. Книга представляет собой всестороннее и глубокое историческое исследование одной из основных наряду с православием, исламом и иудаизмом традиционных религиозных конфессий в Российской Федерации. 

Данное издание, вне всякого сомнения, послужит серьезным подспорьем для современных историков, религиоведов, культурологов и всех интересующихся духовной историей нашей страны. Составленный чрезвычайно скрупулезно, с привлечением материалов русских и советских ученых-буддологов, а также редких и ценных по содержанию архивных документов, он, быть может, заставит читателя переосмыслить некоторые страницы истории России и пересмотреть взгляды на ее чрезвычайно богатое и разнообразное религиозное наследие.

 


ЛИТЕРАТУРА


[1] Терентьев А. А. Буддизм в России – царской и советской (старые фотографии) : [на рус., англ. яз ] / А. Терентьев. – СПб.: издание А. Терентьева, 2014. – 484 с.

[2] World Christian Encyclopedia (2nd edition) (David Barrett, George Kurian and Todd Johnson.). – NY.: Oxford University Press, 2001. 


© Монгуш М.В., 2014.

Материал поступил в редакцию 03.11.2014.


Монгуш Марина Васильевна, 
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт 
культурного и природного наследия им.Д.Лихачева (Москва),
e-mail: monmarvas@mail.ru 



Другие статьи автора: Монгуш Марина

Архив журнала
№3, 2017№4, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба