Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №4, 2014

Марина Монгуш
Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг.
Просмотров: 794

Аннотация. В рецензии описывается монография Ф.Л.Синицына «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг.» (Санкт-Петербург, 2013), которая посвящена анализу советской государственной политики по отношению к буддийской конфессии, а также жизни буддийской общины в один из сложнейших периодов истории России.


Ключевые слова: буддизм, религиозная политика, национальная политика, Бурятия, Калмыкия, Тува, Монголия.

 

Монография Ф.Л.Синицына [1] посвящена рассмотрению научно значимой и актуальной темы – политики Советского государства по отношению к буддийской конфессии в один из наиболее сложных и противоречивых периодов истории нашей страны (1917–1946 гг.). К разработке этой темы автор подошел фундаментально, до издания монографии опубликовав в ведущих научных журналах и сборниках серию статей, посвященных «буддийскому фактору» в советской политике, в том числе в сфере здравоохранения, народного образования, культуры и литературы [2], антибуддийской пропаганде в СССР [3] и воздействию «буддийского фактора» на международное положение и внешнюю политику Советского Союза.

В первой главе монографии Ф.Л.Синицын анализирует внутреннее положение буддизма и его взаимоотношения с Советским государством. В рассматриваемый период эта религия пережила один из самых ярких и трагических эпизодов своей истории, включая попытку «обновления», предпринятую лидерами буддийской общины в СССР во главе с Агваном Доржиевым. В качестве отдельных тем автор анализирует борьбу консервативного, «обновленческого» и «нейтрального» течений в общине, а также возникновение и развитие теории «общности» буддийского учения и коммунистической идеологии, которая активно пропагандировалась среди верующих в первое послереволюционное десятилетие. Автор подробно изучил деятельность Советского государства по принудительной ликвидации буддийской религии, основную роль в которой сыграли жестокие репрессии в отношении духовенства, а также преследование верующих-мирян и физическое разрушение большинства храмов и монастырей Бурятии, Калмыкии, Монголии и Тувы. Автор отмечает, что, несмотря на ликвидацию буддийской конфессиональной организации в СССР, религиозность сохранилась в народной среде, что способствовало возрождению буддизма в СССР в 1945–1946 гг.

Во второй главе исследуются отдельные аспекты борьбы Советского государства с «буддийскими проявлениями» в разных сферах общественной жизни, в том числе политика по отношению к культуре и искусству, системам здравоохранения и образования, воздействие «буддийского фактора» на политику в области языка и литературы, а также подрыв административными и репрессивными мерами экономической базы этой конфессии.

В третьей главе анализируется отражение «буддийского фактора» в материалах советской пропаганды, которая была направлена на дискредитацию как самого учения, так и духовенства. Ф.Л.Синицын исследовал антибуддийскую деятельность «Союза воинствующих безбожников», а также раскрыл основные аспекты советской пропаганды «отмирания» данной религии. Автор делает вывод, что пропагандистские материалы, направленные на дискредитацию буддийского учения и священнослужителей, следует расценивать как выходящие за рамки нормальной идеологической полемики, содержащие извращение фактов, грубые и циничные характеристики.

Четвертая глава посвящена основным аспектам внешнеполитического фактора в отношениях между Советским государством и буддийской конфессией. Автор рассматривает положение буддизма в Монголии и Туве, «тибетский фактор» во внешней политике Советского Союза, влияние международной деятельности Панчен-ламы IX на внешне- и внутриполитическое положение СССР, деятельность «Тибето-Монгольской миссии», а также «буддийский фактор» в советско-японском военно-политическом противостоянии. Последний играл важную роль в международном положении СССР в 1920-е и 1930-е годы. В частности, стремление советского руководства полностью уничтожить буддизм в Монголии и Туве диктовалось намерением создать абсолютно советизированную среду в этих государствах, которые в указанный период были единственными союзниками СССР.

Монография Ф.Л.Синицына представляет собой серьезное и оригинальное научное исследование, рекомендуемое к изучению и использованию в своей работе специалистам в области истории, культурологии, политологии и других наук, а также всем, кто интересуется историей буддизма в России. 

ЛИТЕРАТУРА


[1] Синицын Ф.Л. «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг. – СПб: Издание А.Терентьева и Фонда «Сохраним Тибет», 2013. – 528 с.

[2] Синицын Ф.Л.. Советское государство и буддисты // Российская история. – 2013. – № 1. – С. 62–76;  Синицын Ф.Л. Советская политика в сфере литературы и «буддийский фактор» (1920–1950-е годы) // Вопросы литературы. – 2013. – № 5. – С. 327–346; Синицын Ф.Л. К истории возникновения теории общности буддийского учения и коммунистической идеологии // Вопросы философии. – 2012. – № 6. – С. 106–115. 

[3] Синицын Ф.Л. Антибуддийская пропаганда в СССР в 1925–1946 гг. // Вопросы истории. – 2012. – № 7. – С. 65–76.


© Монгуш Марина Васильевна, 2014.

Материал поступил в редакцию 01.12.2014.


Монгуш Марина Васильевна, 

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт 
культурного и природного наследия им.Д.Лихачева (Москва),
e-mail: monmarvas@mail.ru 



Другие статьи автора: Монгуш Марина

Архив журнала
№3, 2017№4, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба