
Монография Ф.Л.Синицына
[1] посвящена рассмотрению научно значимой и актуальной темы – политики Советского государства по отношению к буддийской конфессии в один из наиболее сложных и противоречивых периодов истории нашей страны (1917–1946 гг.). К разработке этой темы автор подошел фундаментально, до издания монографии опубликовав в ведущих научных журналах и сборниках серию статей, посвященных «буддийскому фактору» в советской политике, в том числе в сфере здравоохранения, народного образования, культуры и литературы
[2], антибуддийской пропаганде в СССР
[3] и воздействию «буддийского фактора» на международное положение и внешнюю политику Советского Союза.
В первой главе монографии Ф.Л.Синицын анализирует внутреннее положение буддизма и его взаимоотношения с Советским государством. В рассматриваемый период эта религия пережила один из самых ярких и трагических эпизодов своей истории, включая попытку «обновления», предпринятую лидерами буддийской общины в СССР во главе с Агваном Доржиевым. В качестве отдельных тем автор анализирует борьбу консервативного, «обновленческого» и «нейтрального» течений в общине, а также возникновение и развитие теории «общности» буддийского учения и коммунистической идеологии, которая активно пропагандировалась среди верующих в первое послереволюционное десятилетие. Автор подробно изучил деятельность Советского государства по принудительной ликвидации буддийской религии, основную роль в которой сыграли жестокие репрессии в отношении духовенства, а также преследование верующих-мирян и физическое разрушение большинства храмов и монастырей Бурятии, Калмыкии, Монголии и Тувы. Автор отмечает, что, несмотря на ликвидацию буддийской конфессиональной организации в СССР, религиозность сохранилась в народной среде, что способствовало возрождению буддизма в СССР в 1945–1946 гг.
Во второй главе исследуются отдельные аспекты борьбы Советского государства с «буддийскими проявлениями» в разных сферах общественной жизни, в том числе политика по отношению к культуре и искусству, системам здравоохранения и образования, воздействие «буддийского фактора» на политику в области языка и литературы, а также подрыв административными и репрессивными мерами экономической базы этой конфессии.
В третьей главе анализируется отражение «буддийского фактора» в материалах советской пропаганды, которая была направлена на дискредитацию как самого учения, так и духовенства. Ф.Л.Синицын исследовал антибуддийскую деятельность «Союза воинствующих безбожников», а также раскрыл основные аспекты советской пропаганды «отмирания» данной религии. Автор делает вывод, что пропагандистские материалы, направленные на дискредитацию буддийского учения и священнослужителей, следует расценивать как выходящие за рамки нормальной идеологической полемики, содержащие извращение фактов, грубые и циничные характеристики.
Четвертая глава посвящена основным аспектам внешнеполитического фактора в отношениях между Советским государством и буддийской конфессией. Автор рассматривает положение буддизма в Монголии и Туве, «тибетский фактор» во внешней политике Советского Союза, влияние международной деятельности Панчен-ламы IX на внешне- и внутриполитическое положение СССР, деятельность «Тибето-Монгольской миссии», а также «буддийский фактор» в советско-японском военно-политическом противостоянии. Последний играл важную роль в международном положении СССР в 1920-е и 1930-е годы. В частности, стремление советского руководства полностью уничтожить буддизм в Монголии и Туве диктовалось намерением создать абсолютно советизированную среду в этих государствах, которые в указанный период были единственными союзниками СССР.
Монография Ф.Л.Синицына представляет собой серьезное и оригинальное научное исследование, рекомендуемое к изучению и использованию в своей работе специалистам в области истории, культурологии, политологии и других наук, а также всем, кто интересуется историей буддизма в России.