Бизюкова Мария Сергеевна,
соискатель кафедры культурологии,
Московский педагогический государственный университет (Москва)
e-mail: k.loneliness@mail.ru
В статье рассматривается процесс киберсоциализации личности, который приобретает большую роль в условиях трансформации социокультурной среды и ценностной системы. Актуальность данной проблематики связана с развитием виртуального коммуникативного пространства социальных сетей и появлением у современного человека потребности в социальных сетях
Современное общество невозможно представить без огромных массивов информации, которые с помощью компьютерных технологий активно циркулируют в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Это радикально изменило динамику социальных процессов, характер человеческого общения, процессы формирования личности, формы и способы познания и преобразования мира. Можно сказать, что современный этап общественного развития – это период кардинального смещения акцентов в системе ценностей и норм социального поведения. Надо только помнить, что за словом «информация» сегодня кроется именно включенность человека в коммуникации, а не обладание ресурсом знания. Современный более информированный человек – это не тот, кто больше «знает», а тот, кто активно участвует в большем числе коммуникаций.
Действие коммуникационных сетей, спроецированное на картину социальной коммуникации информационной эпохи, порождает особые феномены организации общества. Это, в первую очередь, такие структуры, как виртуальные сетевые сообщества. Они демонстрируют новый качественный этап развития человеческой цивилизации, где в рамках данных сообществ складываются технологические отношения, трансформирующие саму специфику социального бытия. Поэтому становление глобальной информационной цивилизации носит сетевой характер.
Н.В.Гоноцкая, рассматривая общество как систему коммуникаций, использует образ сети, сплетенной из множества нитей. По ее мнению «нити в этом случае символизируют коммуникативные отношения, а их переплетения, или узлы – индивидов, выступающих в качестве субъектов коммуникации». Она делает вывод о том, что «сеть тем более прочна, чем большим количеством узлов связаны друг с другом образующие ее нити» [1]. Не процесс информатизации виртуализирует культуру общества, а виртуализация самого общества в целом ведет к возникновению виртуализации жизни людей.
Таким образом, возникает новая культура, «культура реальной виртуальности». Она способна подчинять себе людей, потому что у нее есть материальная основа (коммуникационные сети). А система представлений, вырабатываемая в этой культуре, — это способ существования людей в пространстве потоков и «вневременном» времени. Все эти изменения ведут к возникновению сетевого общества, которое «создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» [2].
Анализ состояния современного глобального пространства показал нам возрастание роли различных посредников технического плана в социальных процессах, формирование сетевых отношений и вместе с ними виртуализацию общества и субъективных ситуаций. В современном информационном обществе человек вступает в коммуникацию с все более разнообразными субъектами, как реальными, так и виртуальными, формирует собственный мир в диалоге с многочисленными группами и ассоциациями. Отсюда, сетевое сообщество, — это не только новый вид организационной структуры, но новый вид общественных отношений.
Посредством коммуникационных сетей общественная жизнь человека начинает стремительно перемещаться в технологическую виртуальную реальность. Индивид стремится при помощи виртуальных симуляций заменить реальную социокультурную жизнь. А поскольку просторы сети Интернет представляют собой аналог настоящего мира, то и значительная часть жизни может проводиться человеком в условиях виртуальной реальности. Следовательно, особенности социализации в современном глобальном обществе все больше зависят от влияния симуляционных образований, искажающих действительные социальные связи и отношения.
Мы видим, что социальные сети превратились не просто в неотъемлемый атрибут жизни современного общества, а стали фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом: увеличился объем информации, в связи с этим увеличилось число социальных взаимодействий, соответственно расширился выбор моделей и мотивов поведения, появились новые способы трансляции и усвоения социального опыта. Живое непосредственное общение легко подменяется разговором в социальных сетях. В результате непосредственный контакт человека с человеком, развивающий эмоциональную сферу, заменяется на некое механическое взаимодействие, создающее лишь иллюзию общения.
Социальные сети также являются в некотором роде разновидностью свободного соревнования. Они формируют для современного человека то, что З.Фрейд назвал «сверх-Я», то есть обеспечивает реализацию лучшего представления о себе самом. Виртуальное пространство, где нет никаких ограничений в создании собственного мира, представляет для современной личности возможности, во-первых, экономии силы в мире реальном и, во-вторых, реализации воли в мире виртуальном.
Таким образом, именно коммуникативное пространство социальных сетей является важнейшим механизмом социализации в современном обществе. А именно, в виртуальном пространстве человек включается во множество элементарных групп, обращается к различным виртуальным собеседникам, которые ведут друг с другом диалог и инициируют в человеке новые смыслы. Тем самым, индивид усваивает образцы поведения, культурные нормы и ценности того или иного сетевого общества. Виртуальные собеседники позволяют испытать разнообразные чувства и настроения, обогощая жизненный опыт человека, раздвигая границы его мировидения. В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций, высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям [3]. Попадая в новую коммуникационную среду, человек начинает усваиваивать новые нормы и ценности, так как прежние устаревают. Данная социализация носит название киберсоциализации. Термин был введен в научный оборот членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В.А.Плешаковым в 2005 году. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.
Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- – в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization – социализация) – социализация личности в киберпространстве. Она понимается как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [4].
Киберсоциализация посредством Интернета происходит с уже отчасти социализированным индивидом. Данный процесс имеет принципиальное отличие от первичной социализации, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение – сетевое сообщество, а также реальное общество, да и сам индивид в его же представлениях оказываются «другими» с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Именно сетевые сообщества предоставляют уникальную возможность свободного проектирования себя в качестве социокультурного субъекта действия, члена того или иного сетевого сообщества.
Таким образом, возникает новый мир – мир, сформированный новыми технологиями, новыми социальными структурами и новой культурой. Современное общество вступило на новый этап своего развития, важнейшим условием в котором служит коммуникация, и приобрело черты виртуальности. В связи с этим, выделяются три связанных производными отношениями явления, оказывающих наиболее решительное влияние на формирование современного мира:
1. виртуальная реальность, поддерживаемая электронными средствами,
2. глобальная сеть Интернет,
3. социализация в условиях социальных сетей, которая носит название киберсоциализация.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Гоноцкая Н.В. Связи: философское исследование взаимоотношения. – М.: Изд-во ЛКИ, 2010. – C. 104-105.
[2] Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Пер. с англ. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000. – С. 485.
[3] Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. – 1998. – № 3. – P. 67-81.
[4] Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен. – Режим доступа - http://sirdionis.ucoz.ru/load/prezentacija_po_teme_kibersocializacija/1-1-0-1
© Бизюкова М.С., 2013.
Статья поступила в редакцию 19 июня 2013 г.