Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №2, 2013

Ольга Степанова
Из истории экскурсионного дела в Москве: профессиональная подготовка экскурсоводов в 1937–1970 гг.

Степанова Ольга Викторовна,
экскурсовод,
Государственный исторический музей (Москва)

 

В настоящей статье рассматривается история формирования системы профессиональной подготовки экскурсионных кадров в Москве, предшествующая созданию зональных курсов по адресу улица Киевская, дом 22. В 1937—1970 гг. проведение экскурсий по Москве уже носило профессиональный характер. Мы обратимся к истории экскурсионного образования в Москве; рассмотрим, как происходил процесс подготовки экскурсионных кадров до реформы туристической отрасли 1969 г. и непосредственно в начале этой реформы. Общие профессиональные принципы и система организации экскурсионной работы в этот период постоянно требовали увеличения числа экскурсоводов. При экскурсионных бюро и базах периодически открывались семинары и курсы подготовки, но централизованного, фундаментального обучения экскурсоводов не было. Получив первоначальную подготовку, слушатели курсов осваивали один экскурсионный маршрут и сразу включались в работу. Система непрерывного повышения квалификации позволяла со временем овладеть мастерством экскурсовода. Далее в статье мы рассмотрим, как происходила подготовка кадров экскурсоводов от первых шагов по организации туристско-экскурсионных управлений ВЦСПС в 1936 г. до концентрации всей экскурсионной работы в 1970 г. в Центральном совете по туризму и экскурсиям. Завершением процесса поиска образовательных форм и методов подготовки экскурсоводов в системе профессионального туризма в Москве стало создание в 1970 г. зональных курсов по повышению квалификации работников туристско-экскурсионной отрасли. Объектом внимания станут учреждения, занимавшиеся подготовкой и проведением городских экскурсий для населения, среди которых можно выделить Московское туристско-экскурсионное управление ВЦСПС (далее МОСТЭУ) и Московское городское экскурсионное бюро Управления культуры Мосгорисполкома (далее МГЭБ).


До реорганизации 1936—1937 гг. экскурсионное образование имело характерную черту, отличающую процесс подготовки экскурсионных кадров – отсутствие прямой связи профессиональных экскурсоводов и большого числа заказчиков через экскурсионное учреждение. Те же, кто попадал на экскурсионные курсы в 1937—1970 гг., уже становились стажерами крупной экскурсионной организации, где основное обучение происходило на месте, по мере накопления опыта.


В 1936 г. экскурсионная работа переводилась в созданные на местах туристско-экскурсионные управления, которые в свою очередь подчинялись Центральному туристско-экскурсионному управлению ВЦСПС (далее ЦТЭУ). Его региональные отделения, в том числе московское, стали заниматься «организацией и проведением всех видов экскурсий трудящихся (в музеи, по городу, военно-исторических, археологических, архитектурно-исторических, этнографических, естественнонаучных, производственных и т.п.)» [1]

Для обеспечения деятельности необходимо было иметь собственный штат экскурсоводов, поэтому с 1937 г. ЦТЭУ «готовит кадры туристско-экскурсионных работников, проводит семинары, курсы, учебные походы и экскурсии, методические, технические и иные совещания, конференции по обмену опытом, изучает новые экскурсионные объекты и создает новую экскурсионную тематику» [2]

Идеологические кампании, связанные с «чистками» и репрессиями 1930-х гг., а также понимание цели экскурсии и роли экскурсовода в контексте идеологической работы ставили новые задачи перед экскурсионными учреждениями. Экскурсия стала не просто культурно-массовым мероприятием, а важной формой массовой идеологической работы с населением. Необходимо было готовить экскурсоводов, способных справиться с этим вызовом партийной политики. К 1937 г. экскурсионное дело воспринималось советской властью как одна из форм воспитания народа в духе коммунизма, поэтому решено было проводить его через профсоюзные организации, охватывающие все трудоспособное население СССР. Вместо познавательной и воспитательной функций у экскурсии на первый план выходит идеологическая.

Кроме требований к экскурсиям, на глазах менялась и сама Москва. Принятый в 1935 г. Генеральный план реконструкции обозначил перспективы превращение города в столицу социалистического государства. Снос старинных кварталов и расширение улиц, оформление площадей, мостов и набережных, строительство монументальных сооружений, многоэтажных домов вдоль магистралей, закрытие и разрушение множества московских храмов уже с трудом позволяли показывать Москву как исторический город, столицу российского купечества, дворянства и интеллигенции, особый духовный центр России. Облик города стал резко меняться, а вместе с ним изменился состав и принципы показа экскурсионных объектов. Все это требовало существенного пересмотра маршрутов и тем городских экскурсий, подготовки экскурсоводами новых разработок. 

Принимая управление экскурсиями по Москве в 1937 г. от ОПТЭ, руководитель ЦТЭУ совершенно в духе времени негативно оценивает содержание экскурсий, которые проводятся по городу: «в подаче материалов отдельные экскурсоводы выхолащивали политические моменты. Не было увязки с актуальными событиями и жизнью нашей страны, замалчивались и порой игнорировались вопросы, связанные с героикой как периода гражданской войны, так послевоенного периода. Историческим материалам отдавалось предпочтение в ущерб материалам, пропагандирующим достижения социалистического правительства, извращались фактические данные, а в некоторых случаях, протаскивались классово-чуждые и вредительские теории» [3]

Экскурсоводы, воспитанные на традициях широкой просветительской деятельности 1920-х гг., вынуждены были пересматривать тематику, содержание и маршруты своих городских экскурсий. Людей, которым удалось сделать это и остаться в профессии экскурсовода, оказалось мало. Новым органам управления экскурсионным делом в Москве требовались новые кадры. После образования ЦТЭУ ВЦСПС многие городские экскурсоводы были подвергнуты критике: «низкий идейно-политический уровень экскурсоводческих работников, отсутствие политико-воспитательной методической работы с ними, засоренность экскурсоводческих кадров классовочуждыми и враждебными элементами, <…> недостаточная партийно-комсомольская прослойка» [4]

В 1937 г. ЦТЭУ организовало общие курсы для всех методистов, а затем для экскурсоводов региональных ТЭУ с целью переподготовки специалистов в соответствии с новым пониманием содержания экскурсионной работы. Там обучалось 58 экскурсоводов из Москвы, Крыма, Кавказа, Черноморья, Волги. В учебных экскурсиях приняли участие директора домов туриста, методисты управлений и экскурсоводы. 

Перед началом первого летнего сезона работы ЦТЭУ в 1937 г. было проведено 5-ти дневное совещание старших методистов Управления маршрутами, где обсуждались принципы работы экскурсоводов туристско-экскурсионных управлений (далее ТЭУ), тексты экскурсий и маршруты [5]. Была дана общая для всех региональных отделений ТЭУ, существовавших в местах активного развития туризма и экскурсий, установка на повышение идейно-политического уровня, как экскурсионных работников, так и экскурсионных разработок. 

Отталкиваясь от новых требований МОСТЭУ начало обучение новых экскурсоводов. В течение 1,5 месяцев на курсах, открывшихся в 1937 г., были подготовлены 30 экскурсоводов, которых подбирали комсомольская и партийная организация города [6]. Был разработан учебный план курсов, который состоял из нескольких разделов: «История ВКП(б)», «Вопросы архитектуры Москвы», «Вопросы социалистической реконструкции Москвы», «Культура речи» [7]. Кроме лекций, слушатели курсов посещали учебные экскурсии на темы «Архитектура Кремля и собора Василия Блаженного», «Планировка площади Дворца Советов», «Сооружения Баженова, Казакова, Бове, Жилярди в Москве», «Жилые и общественные здания социалистической Москвы». По количеству учебных часов последняя тема занимала ведущее место. 

В 1940 г. МОСТЭУ организовало курсы в объеме 74 часов, где изучали основные экскурсионные объекты города: гостиница «Москва», дома на Ленинградском шоссе и Большой Калужской улице, Химкинский речной вокзал и площадь Дворца Советов, улица Горького, Москворецкий мост, дома на Котельнической, Гончарной набережной, дома на улице Чкалова [8]. Для показа современной Москвы слушателей курсов знакомили со строительством 3-й очереди метрополитена, с работой канала Москва-Волга, с реконструкций Яузы, с принципами поточно-скоростного строительства и монтажа строительного каркаса на стройках. 

Те экскурсоводы МОСТЭУ, которые не оканчивали курсы, а проводили экскурсии с начала работы МОСТЭУ, должны были пройти переподготовку, посещать семинары и учебные экскурсии, выставки и музеи вместе со слушателями курсов [9]

Перед методистами в 1937 г. встала задача утверждения основных методических разработок, на которые ориентировались бы будущее экскурсоводы. Эта работа проводилась методистом параллельно с обучением слушателей. К 1940 г. работающие в МОСТЭУ экскурсоводы должны были освоить базовую тему и представить конспект одной или более экскурсий: «По местам октябрьских боев в Москве», «Сталинский план реконструкции в Москве», «По каналу Москва-Волга», «Московское метро», «История Москвы» [10]. Именно эти темы определяли содержание экскурсионной деятельности в Москве до середины 1950-х гг. Все экскурсоводы, поступающие на работу в МОСТЭУ, должны были пройти подготовку по ним, написать тему, быть прослушанными и аттестованными хотя бы по одной из этих тем. 

После Великой Отечественной войны в 1945 г. МОСТЭУ возобновило свою деятельность на прежних основаниях [11]. Однако из-за необходимости восстановления хозяйства и нормальной жизни общества главной задачей 1945 года стал поиск старых экскурсоводов и набор новых. На первых порах подготовку экскурсоводов вел методист МОСТЭУ; он организовывал курсы, совещания, лекции, определял объекты и маршруты, подбирал для экскурсоводов литературу [12]. Экскурсоводы должны были самостоятельно разрабатывать экскурсию по заданной теме, при наличии типовой методической разработки. Этот принцип замедлял обучение экскурсоводов и процесс подготовки новых тем [13]. Специальные курсы подготовки экскурсоводов были намечены на 1-й квартал 1946 г. Они были проведены, но штат экскурсоводов МОСТЭУ оставался неукомплектованным [14].

Обучение на курсах при МОСТЭУ в первые послевоенные годы не носило систематического характера, а уровень подготовки был достаточным для начала работы экскурсоводом только с приезжими группами. Ставилась задача набрать 4-5 новых экскурсоводов, которых бы обучал методист МОСТЭУ. 

В 1949 г. при МОСТЭУ была образована квалификационная комиссия по аттестации экскурсоводов [15]. Она проверяла образование работников, в том числе и специальное. Были сотрудники, окончившие курсы экскурсоводов МОСТЭУ в конце 1930-х гг. и имевшие стаж экскурсионной работы. Комиссия давала право проведения экскурсий в МОСТЭУ лишь по отдельным темам при условии представления методической разработки и текста экскурсии [16]. Это правило аттестации комиссией распространялось только на экскурсоводов, работающих в МОСТЭУ, то есть носило внутренний характер.

Кроме МОСТЭУ, с 1947 г. проведением всех видов экскурсий на русском языке, предназначенных в первую очередь для жителей города, стало заниматься Московское городское экскурсионное бюро Управления культурно-просветительных предприятий Моссовета. Оно не было связано с ЦТЭУ ВЦСПС, а подчинялось непосредственно Мосгорисполкому. Очень скоро объемы проведения городских экскурсий через бюро Моссовета оказались несоизмеримо выше, чем у МОСТЭУ. Иначе здесь обстояла ситуация с подготовкой экскурсоводов. Московское городское экскурсионное бюро было открыто в 1947 г. на базе научных разработок сотрудников Музея истории и реконструкции Москвы к 800-летнему юбилею города [17]. По инициативе прежнего директора музея П.В.Сытина были организованы специальные шестимесячные курсы подготовки экскурсоводов для празднования 800-летия Москвы, куда были приглашены преподавать историки и москвоведы [18]. Курсы были преимущественно краеведческими, а не экскурсионными. 

По окончании занятий на курсах в апреле 1947 г. будущими экскурсоводами были написаны методические разработки экскурсий по заданным темам, которые рецензировались научными сотрудниками Музея истории и реконструкции Москвы. Затем экскурсии прослушивались и обсуждались на заседании специальной квалификационной комиссии. Было выпущено 42 квалифицированных экскурсовода, которые образовали штаты Московского городского экскурсионного бюро.

Для экскурсоводов, готовивших обзорную экскурсию, библиотекой музея были составлены рекомендательные списки на темы «Сталинский план реконструкции Москвы в действии», «Москва социалистическая». Эти темы были заимствованы у Московского ТЭУ ВЦСПС, которое начало проводить такие экскурсии в конце 1930-х гг. [19]. Была и оригинальная тема – «История улиц Москвы», базой для которой стала подборка краеведческих статей П.В.Сытина из газеты «Вечерняя Москва» [20].

Курсы Музея истории Москвы сделали упор на изучение экскурсионных маршрутов по городу. Для практического обучения экскурсоводов в Музее истории и реконструкции Москвы использовали те разработанные пешеходные экскурсии, которые годом раньше использовались как элемент комбинированных музейных экскурсий. 

Перечень первых тем городских экскурсий МГЭБ повторял маршруты МОСТЭУ: «Москва – столица нашей Родины», «Сталинский план реконструкции Москвы в действии», «От старой Москвы к социалистической Москве», «Архитектурный облик Москвы», «Московский метрополитен – лучший в мире», «Канал им. Москвы – величайшее сооружение Сталинской эпохи», «История Кремля и Красной площади», «Ленин в Москве», «По местам октябрьских боев 1917 г. в Москве», «Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве», «Маяковский в Москве», «Пушкинская Москва», «Театральная Москва» [21].

Появление в Москве параллельной МОСТЭУ экскурсионной организации не было неожиданным. Исполком Моссовета апеллирует к восстановлению Московского лекционно-экскурсионного бюро, существовавшему в 1932-1941 гг. [22]. В июле 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны городское лекционно-экскурсионное бюро ликвидируется [23]. Его деятельность в прежних организационных формах и с прежним кадровым составом не возобновилась.

С формальной точки зрения городское экскурсионное бюро было восстановлено, но фактически экскурсионное бюро в Москве создавалось заново, пришлось в новых условиях вырабатывать собственные приемы подготовки кадров, которые обеспечивали бы большие объемы реализации экскурсий. 

В декабре 1947 г. Московское городское экскурсионное бюро встало перед сложной задачей – наладить массовое экскурсионное обслуживание населения Москвы, не имея практического опыта. Для координации работы по подготовке экскурсий в МГЭБ и помощи экскурсоводам в повседневной работе по повышению своей квалификации в 1948 г. организуется методический совет из 11-13 человек [24], куда входит директор бюро, заведующий методическим сектором, приглашенные музейные работники и специалисты. Его организация стала необходимой после окончательного размежевания с Музеем истории и Москвы, когда бюро встало перед задачей подготовки и приема экскурсий. Методический сектор выполнял важную роль – проводил обучение экскурсоводов, помогал в подготовке новых тем и прослушивал экскурсии. В отличие от МОСТЭУ, где этим занимались один – два человека, в МГЭБ этим занимались опытные экскурсоводы и ученые-специалисты. 

Ежегодно бюро набирало слушателей на 6-месячные курсы, где в форме семинарских занятий экскурсоводы бюро и приглашенные специалисты обучали студентов и помогали составлять каждому индивидуальную методическую разработку. К проверке содержания проводимых экскурсий привлекались научные сотрудники музея и отдельные специалисты. Результаты проверки обсуждались на методических совещаниях. Проводилась серия учебно-показательных экскурсий с дальнейшим обсуждением. Проводились семинары при Музее В. И. Ленина, специальные лекции и консультации по проблемам общественно-политическим, по истории архитектуры и литературоведению. Для слушателей курсов было организовано посещение музеев Москвы [25].

 По сравнению с курсами и семинарами МОСТЭУ, подготовка экскурсоводов МГЭБ носила более глубокий и систематический характер. В процессе обучение слушатели МГЭБ готовили не индивидуальные, а коллективные разработки новых экскурсионных тем. В МОСТЭУ же сперва отрабатывалась одна из обзорных экскурсий, за ней следующая и т.д. 

Разработкой новых экскурсионных маршрутов в МОСТЭУ занимались только те немногие экскурсоводы, которые освоили базовые темы и имели большой опыт. В МГЭБ этим занимались все экскурсоводы, как опытные, так и вновь поступившие. Поэтому к середине 1950-х гг., когда вырос спрос на экскурсионные услуги, оказалось, что в МГЭБ лучше, чем в МОСТЭУ, налажена система подготовки новых, актуальных маршрутов.

Появление и успехи конкурента в сфере городской экскурсии способствовали выделению экскурсионного сектора МОСТЭУ в самостоятельную организацию – московскую экскурсионную базу, располагавшуюся в одном помещении с МОСТЭУ. В структуре ТЭУ в соответствии с уставом ЦТЭУ ВЦСПС предполагалось в 1946 г. открытие экскурсионного бюро, но в МОСТЭУ тогда этого сделано не было [26].

Экскурсионная база Московского туристско-экскурсионного управления ВЦСПС была организована на основании постановления секретариата ВЦСПС от 1 апреля 1949 г. Все экскурсии в Москве, проводимые ТЭУ, перешли в ведение экскурсионной базы. Курсы по подготовке экскурсоводов организовывались при ней по мере необходимости. Так, к летнему сезону 1952 г. база подготовила 18 человек. С каждым велась индивидуальная работа методистами, курсы открыты не были [27]. В 1953 г. их открыли для подготовки внештатных экскурсоводов на летний период [28]. Выпускники курсов 1953 г. сдавали текст обзорной экскурсии «Москва – столица нашей Родины», которую затем проводили от вокзалов города. 

Сохранились отзывы слушателей курсов 1953 г.: «Вначале, когда я начала посещать курсы экскурсоводов, я чувствовала себя не совсем уверенно. Но сейчас, когда я прочла много литературы, прослушала несколько экскурсий, у меня появился большой интерес к этой работе»; «Все занятия курсов я аккуратно посещаю, они мне очень много дали, хорошо, что курсы организованы. Прослушала я также несколько экскурсий, большинство из них мне понравились. Работаю сейчас над текстом вокзальных экскурсий». 

После окончания курсов и зачисления в штат экскурсионной базы обучение продолжалось. Все экскурсоводы слушали тематические лекции, посещали учебные экскурсии, музеи и выставки. Участвовали в работе тематических секций. Те же принципы систематического повышения квалификации существовали и в городском экскурсионном бюро. В середине 1950-х гг. в связи с увеличивающимся потоком туристов и экскурсантов конкуренция двух организаций стала серьезной. 

У экскурсионной базы МОСТЭУ на тот момент была шире тематика экскурсий и более опытные экскурсоводы. У городского бюро Моссовета была лучше развита сеть распространения путевок. В целях наилучшего обслуживания экскурсионными мероприятиями предприятий, учреждений и школ города Москвы был создан институт организаторов при культотделах райисполкомов[29].

Организаторы МГЭБ были хорошо осведомлены о тематике экскурсий и знали своих заказчиков. Как писали организаторы МОСТЭУ о сложившейся в Москве ситуации: «Наша агитация беспредметна <...>, плоды нашей работы попадают в базу Моссовета. Необходимо выступать от нашей базы в организациях с пропагандой наших экскурсий» [30]. В летний сезон 1953 г. у МОСТЭУ экскурсионных заказов было мало. Руководство обвинило инструкторов, которые плохо знали темы экскурсий. Из-за отсутствия заявок на тематические экскурсии снижалась квалифицированность экскурсовода [31]. Постепенно экскурсионная база стала уступать свои позиции городскому экскурсионному бюро, а руководство МОСТЭУ никаких мер не предпринимало. 

Наконец, в 1956 г. было решено ликвидировать одну из параллельных экскурсионных организаций в Москве. Верх в борьбе одержал исполком Моссовета. Было признано, что в МГЭБ лучше, чем в МОСТЭУ поставлена идеолого-пропагандистская работа, идет постоянное обновление текстов экскурсий в соответствии с реалиями современности. Управление экскурсионным делом в Москве изымается из ведения органов профсоюзного туризма и переходит к городским властям.

С 1956 г. МГЭБ становится единственной организацией, проводившей массовые экскурсии по городу Москве, по рекам, каналам силами собственных экскурсоводов. Экскурсионная база МОСТЭУ ликвидируется, а все экскурсоводы Московского ТЭУ были прослушаны и приняты на работу в МГЭБ [32]. Вместе с экскурсоводами в ведение МГЭБ перешло проведение экскурсий для посетителей турбаз ВЦСПС в Москве. 

С 1956 г. вся подготовка кадров экскурсоводов сосредоточилась в МГЭБ, ежегодно набирались слушатели на 4-х месячные курсы, из которых затем около 20% становились экскурсоводами бюро. Ежегодно выпускники курсов разрабатывали новый городской или загородный маршрут вместе с опытными экскурсоводами. Таким образом, подготовка кадров совмещалась с созданием новых экскурсий. С 1957 по 1970 гг. МГЭБ выпускало 8-10 новых городских и загородных экскурсионных маршрутов в год [33].

После ликвидации параллельной экскурсионной организации в Москве – экскурсионной базы ВЦСПС – количество экскурсоводов МГЭБ за 1957—1959 гг. увеличилось вдвое и достигло 220 человек [34]. До начала реорганизации экскурсионного дела в 1969 г. количество экскурсоводов МГЭБ оставалось на прежнем уровне [35].

Система организации экскурсионного дела, а вместе с ней и подготовки экскурсионных кадров изменилась в 1969—1971 гг. в ходе реорганизации экскурсионной сферы. В мае 1969 г. ЦК КПСС, Совет министров СССР и ВЦСПС издают постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» [36], которое поставило задачу превратить туризм и экскурсии в крупную отрасль обслуживания населения. Ответственность за исполнение возложили на ВЦСПС, для контроля и управления создается Центральный совет по туризму и экскурсиям (далее ЦСТЭ). Внутри него создается Главное экскурсионное управление (ГЭУ) [37]. ТЭУ были реорганизованы в советы по туризму и экскурсиям, в их ведение передавались городские экскурсионные бюро. 

В целом по стране к этому времени насчитывалось 72 экскурсионных бюро[38], которые было решено упорядочить. Существовавшие городские экскурсионные бюро системы министерства культуры было принято «сохранить по согласованию с соответствующими партийными, советскими и профсоюзными органами», однако теперь их контролировал ЦСТЭ ВЦСПС и региональные советы по туризму и экскурсиям. В их ведении оставляли начальную подготовку экскурсоводов. 

ЦСТЭ планировал создать в Москве курсы по повышению квалификации, которые давали бы серьезное экскурсионное образование. Московскому совету по туризму и экскурсиям (далее МГСТЭ), в который было преобразовано МОСТЭУ, было поручено в соответствии с постановлением Президиума ЦСТЭ ВЦСПС от 21 мая 1970 г № 11 п. 21. создать постоянно действующие курсы по подготовке экскурсоводов, инструкторов по туризму, обслуживающего персонала [39]. С 1956 г. МОСТЭУ не занимался обучением экскурсоводов, поэтому уровень подготовки его сотрудников не соответствовал новым требованиям к организации туристско-экскурсионного дела.

Из 600 первых слушателей курсов экскурсоводы составляли ¼ часть, 150 человек. Их подбирала дирекция курсов, отдел самодеятельного туризма, отдел железнодорожных маршрутов, бюро путешествий и экскурсий ВЦСПС. Подбор слушателей производили туристско-экскурсионные организации, исходя из своих потребностей в кадрах. В отношении экскурсоводов план набора первого потока зональных курсов оказался перевыполнен [40]

Целью открытия курсов было повышение квалификации работников актива туристско-экскурсионных организаций Москвы и Московской области, подведомственных МГСТЭ. Слушатели зональных курсов уже имели собственный опыт работы в туристско-экскурсионной отрасли. Многие работали с 1965-68 гг. на дальних маршрутах МОСТЭУ, проводили загородные экскурсии и походы [41]. Им требовались специальные знания, которые давали на курсах. 

Учебный план предполагал различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия, семинары по обмену опытом, учебные экскурсии и походы, консультации, самостоятельную работу [42]. При курсах существовал методический кабинет и библиотека, работали 5 штатных методистов. Преподавателями приглашали работников советов по туризму, сотрудников НИИ, учреждений науки и культуры.

В первый поток 1970 г. были набраны 15 групп экскурсоводов, 9 групповодов, 3 инструкторов по туризму, 3 группы методистов, 1 группа директоров турбаз. Срок обучения экскурсоводов в зависимости от группы составлял от 96 до 176 часов и длился 11-12 дней. Количество часов зависело от числа учебных экскурсий – от 6 до 13 экскурсий [43]. Учеба на зональных курсах началась 15 октября 1970 г. в помещении Киевского районного клуба туристов [44] на Киевской ул., дом 22, где и теперь располагается современный Центр подготовки туркадров [45]. Второй учебной площадкой стал московский клуб автомототуристов на ул. Богдана Хмельницкого. Следующий набор был запланирован на весну 1971 г., когда в экскурсионной отрасли прошла крупная реорганизация.

В июле 1971 г. выходит постановление президиума ВЦСПС «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», ставящее целью придать экскурсионному делу в стране единую организационную структуру под управлением ЦСТЭ ВЦСПС [46]. Местные советы по туризму и экскурсиям теперь контролировали профессиональную экскурсионную деятельность, они же занимались подготовкой кадров. Начался процесс перевода городских экскурсионных бюро из ведения Министерства культуры под контроль ВЦСПС.

В мае 1971 г. МГЭБ и бюро путешествий и экскурсий при МГСТЭ объединили[47]. Вся экскурсионная работа в Москве оказалась в ведении МГСТЭ. Свое место в ней заняли и зональные курсы экскурсоводов – место повышение квалификации экскурсоводов городских и загородных маршрутов.

Итак, мы рассмотрели, каким образом происходила подготовка экскурсоводов в 1937 – 1970 гг. Организация обслуживания широких масс населения городскими экскурсиями в 1937 – 1970 гг. свидетельствовала о формировании самодостаточной и полноценной профессии экскурсовода, которой обучали на курсах и семинарах при организациях, специализирующихся на экскурсионном обслуживании населения. Курсы и семинары МОСТЭУ и Московского городского экскурсионного бюро в этот период давали начальную подготовку. Появление зональных курсов повышения квалификации экскурсоводов свидетельствовало о переходе подготовки экскурсоводов на новый уровень и еще более значимом повышении статуса профессии экскурсовода.


ПРИМЕЧАНИЯ


[1] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 8. Л. 2.

[2] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 8. Л. 2 – 5.

[3] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 8. Л. 13.

[4] Там же.

[5] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 8. Л. 32—33.

[6] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 8. Л. 49.

[7] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 16. Л. 17.

[8] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 16. Л. 20.

[9] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 16. Л. 21.

[10] Там же.

[11] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 19. Л. 2.

[12] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 19. Л. 4.

[13] ГАРФ. Ф. 9520. ОП. 1. Д. 19. Л. 5.

[14] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 2. Д. 5.

[15] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 2. Д. 30.

[16] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 2. Д. 30. Л. 2—11.

[17] ЦАГМ. Ф. 2411 ОП. 2. Д. 34.

[18] ЦАГМ. Ф. 1071 ОП. 1. Д. 1. Л. 2.

[19] Рудный М.М. Экскурсии по Москве и области.  – М.: МОСТЭУ ВЦСПС, 1939.

[20] ЦАГМ. Ф. 2011. ОП. 1. Д. 49. Л. 118.

[21] ЦАГМ. Ф. 1071. ОП. 1. Д. 1. Л. 5.

[22] ЦАГМ. Ф. 2011. ОП. 1. Д. 49. Л.121.

[23] ЦГАМО. Ф. 6540. ОП. 1 Д. 8 Л. 183.

[24] ЦАГМ. Ф.1071. ОП. 1. Д. 4. Л. 36 (об).

[25] ЦАГМ. Ф. 2011. ОП. 1. Д. 49. Л. 123.

[26] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 2. Д. 5. Л. 30.

[27] ЦАГМ. Ф. 2672. ОП. 1. Д. 2. Л. 9.

[28] ЦАГМ. Ф. 2672. ОП. 1. Д. 4.

[29] ЦАГМ. Ф. 2011. ОП. 1. Д.49. Л. 126.

[30] ЦАГМ. Ф. 2672. ОП. 1. Д. 4. Л. 15. Л.18.

[31] ЦАГМ. Ф. 2672 ОП. 1. Д. 4. Л. 15.

[32] ЦАГМ. Ф. 1071. ОП. 1. Д. 36. Л. 33.

[33] ЦАГМ. Ф. 1071. ОП. 1. Д. 1, Д. 5, Д. 9, Д. 13, Д. 18, Д. 20, Д. 24, Д. 28, Д. 36, Д. 39, Д. 41, Д. 47, Д. 53, 
Д. 58, Д. 64, Д. 70, Д. 75, Д. 85, Д. 89, Д. 95, Д. 103, Д. 108а.

[34] ЦАГМ. Ф. 1071. ОП. 1. Д. 55. Л. 12.

[35] ЦАГМ. Ф. 1071. ОП. 1. Д. 103. Л. 8.

[36] Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» // Физическая культура, спорт и туризм. – М.: 1971. – С. 99—100.

[37] Дьякова Р. А. История экскурсионного дела в СССР.  – М.: 1981. – С. 51.

[38] Казарина М. А., Курлат Ф. Л. Экскурсионная работа на современном этапе // Вопросы экскурсионной работы. – М.: 1973.  – С. 3-39.

[39] ЦАГМ. Ф 28. ОП. 3. Д. 29. Л. 194.

[40] ЦАГМ. Ф 28. ОП. 3. Д. 32. Л. 1.

[41] ЦАГМ. Ф 28. ОП. 3. Д. 30. Л. 170.

[42] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 3. Д. 29. Л. 199.

[43] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 3. Д. 30. Л. 184—192.

[44] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 3. Д. 32. Л. 1.

[45] ЦАГМ. Ф. 28. ОП. 3. Д. 29. Л. 196.

[46] Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие. [Текст] – М.; Ростов н/Д., 2006. – С. 41.

[47] ЦАГМ. Ф. 1071. ОП. 1. Д. 109. Л. 13. 

© Степанова О.В., 2013.

Статья поступила в редакцию 6 июня 2013 г.



 



Другие статьи автора: Степанова Ольга

Архив журнала
№3, 2017№4, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба