Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ » №2, 2017

Елена Свиридкина
Русская сказка в детском восприятии

Статья посвящена детскому восприятию русской сказки, передаче русских традиционных ценностей через образы сказочных персонажей. Формирование духовного мира ребёнка связано с постижением красоты, добра и зла, жизни и смерти, справедливости и честности и других значимых для русской традиции ценностей.

 

Свиридкина Елена Викторовна
кандидат политических наук,
Российский государственный университет им. А.И. Герцена
(Санкт-Петербург),

e-mail: evv27@bk.ru

 

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического 
— чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы;
она учит его мужеству и верности; 
она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, 
отличие «правды и кривды»… 

И.Ильин

Что такое красота и почему так плохо жить без красоты? Почему могут не совпадать красота внешняя и внутренняя? Что такое счастье? Как различить добро и зло? Что есть справедливость и что значит поступать честно и правильно? Эти и многие другие вопросы являются «вечными» для философии.

Чтобы раскрыть заложенный в ребенке потенциал прекрасного, необходимо высокое искусство его сотворения. Именно по этой причине неизмеримо важно убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости Любви, Добра, Красоты и других нравственных категорий. Ведь вдохновить его на действительное стремление к красоте можно, лишь проведя четкую границу между меняющимся подвижным миром и миром истинным вечным, где живут «идеи» Платона. Умопостижение должно стать одним из правил при попытке ребенка познать истину. В связи с этим, создание идеального обоснования мира абсолютно необходимо, поскольку рождает и поддерживает в маленьком человечке ощущение уверенности в своих действиях, осознанности происходящего, подтвержденности собственного бытия.

Создать такое чувство уверенности, как ни парадоксально, помогает сказка, в которой всегда существует некое разделение на два мира: истинный, где царит добро, справедливость, красота, любовь и ложный, где все обманчиво и непостоянно. Ложный мир обычно представлен отрицательными персонажами, которых в конце сказки ждет разоблачение, перевоплощение или уничтожение( смерть, даже для бессмертного Кощея). Положительные сказочные герои поступают справедливо, творят добро, совершают подвиги, кого-то спасают, в целом, утверждают постоянство и разумность этого мира. Хотя русская сказка оставляет им право на ошибку, как обычным людям. Например, в сказке «О молодильных яблоках и живой воде», Иван-царевич совершает некоторые промахи, что способствует более трудному пути к заветной цели.

Как сказка может способствовать формированию осознанного отношения ребенка к своему собственному бытию и окружающему миру? Лишь на первый взгляд может показаться, что речь идет о вещах очень абстрактных. Но эти сказочные абстракции несут в себе весьма конкретное содержание. При чем, содержание такого свойства, которым можно напитать и отогреть души. Ведь безусловным является то, что нравственный фундамент личности должен предвосхищать высоты интеллектуальных знаний.

При обсуждении сказки с ребенком можно совместно выводить краткую, но яркую формулу, отражающую суть прочитанного. Такая «формула маленького мудреца» может быть быстро использована им на практике, так как выведена им самостоятельно и предельно понятна. Сочетание мыслящего, говорящего и действующего ребенка – и есть процесс формирования нравственного стержня личности.

Приведем пример. В русской народной сказке «Баба-Яга» вдовец, оставшийся с дочкой Машей один, женится вновь. После всяческих обид от мачехи девочка оказывается в услужении у Бабы-Яги (отрицательный персонаж, казалось бы). Баба-Яга выдвигает условие: « Будет хорошо работать – награжу, будет плохо работать – накажу». Машина доброта и терпение помогают ей в трудной ситуации, и девочка справляется со всеми заданиями Бабы-Яги. Ласковость, приветливость, усердие, доброта и трудолюбие девочки ставятся в пример в сказке. Вдруг оказывается, что поладить можно и с грозной Бабой-Ягой, обладая такими качествами.

Возможной выведенной формулой из данной сказки будет такая: « Если человек трудолюбив и добр к другим, ему легко жить». Но формула может быть и другой. Важно позволить истине родиться самой, лишь подводя ребенка к ней, тогда она станет его убеждением.

Философский анализ русских народных сказок позволяет увидеть особенности русской духовной культуры. Приобщаясь к ней, мы ощущаем мир иначе. Русское мироощущение пронизано теплотой, правдоискательством и праведностью. Переживания героев так близки маленькому читателю, поскольку затрагивают душу человека.

Вопросы, которые стоят перед героями, порой напоминают вечные философские. Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться? Ответить на них непросто, но понять верное направление исканий главных героев можно.

В русских сказках важно увидеть и присущие русскому человеку легкость, простоту, проявление внутренней свободы, грусти, которую нужно обязательно развеять, изобретательность ума, доброе отношение к людям и насмешливое восприятие трудностей жизни. Все это, при правильном прочтении, может способствовать формированию личности ребенка, его восприятия мира и себя в нем.

Особую роль следует отвести сказке собственного сочинения. При создании своих художественных образов и сюжета, дети сами участвуют в сказке, выражают свои мысли и оценивают возникающие ситуации.

Как правило, одним из сказочных героев они представляют себя и точно знают, каким должен быть их персонаж, как должен поступить, какое решение принять. В целом, оказывается, что при неожиданном развитии сюжета уже формируется отношение ребенка к происходящему в сказке, а значит, сам процесс движения вместе со своим героем способствует становлению внутреннего духовного мира маленького сочинителя.

 


ЛИТЕРАТУРА


1. Ропп В.Я. Исторические корни волшебных сказок. М.,2005.

2. Барб-Галь Ф. Как говорить с детьми об искусстве? СПб.: Арко, 2007.

3. Волшебные русские сказки. М., 1985.

© Свиридкина Е.В., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017.





Другие статьи автора: Свиридкина Елена

Архив журнала
№3, 2017№4, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба